Книжный навигатор

Притяжение истины Ведущая рубрики Людмила Рублевская.
Притяжение истины

Ведущая рубрики Людмила Рублевская.

Зоран Живкович. Четвертый круг. Роман. Санкт-Петербург, Амфора, 2002.

Мы продолжаем открывать для себя сербских писателей. Одно из последних открытий - Зоран Живкович. "Сербский Пелевин!" - ничтоже сумняшеся провозгласили критики.

Да, общее есть - интеллектуальная игра, многослойность реальности, неодолимое притяжение истины.

Но Живкович все же не Пелевин, и созданный им мир своеобычен и неповторим. Нет там пелевинского протеста пленника политинформаций и привкуса горького юмора политического анекдота. Герои Пелевина - при всей фантасмагоричности и умозрительности все-таки имеют пространственно-временную привязку: поколение "пепси", 80-е годы прошлого столетия, страна победившего социализма. Зоран Живкович свободно перемещается в пространствах и временах, не заботясь о правдоподобности и внятной философской схеме. Действие переходит из средневековой Сербии в современную Англию, из джунглей Индии - в своеобразный мир, населенный мыслящими шарами. Читатель переносится то в казино, то в портовой кабачок Фландрии, то в древние Сиракузы... Наконец - в квартиру на Бейкер-стрит, где встречает... Ну, разумеется, Шерлока Холмса и доктора Ватсона, втянутых в ту же разгадку великой тайны, именуемой... Круг. Переходы обозначены единственно шрифтом главы, но и это, впрочем, утрачивает значение - ведь в конце все герои встречаются и совершают Великий Путь... Куда? Да разве это важно? Важнее, что автор может удерживать нас во власти всей этой невероятной, вавилонской неразберихи своего повествования и заставляет верить во встречу Архимеда и Будды, программиста-компьютерщика и Девы Марии... Остается сожалеть, что не читаешь книгу в оригинале - есть впечатление, что перевод, хотя и добротный, отнял у повествования какие-то важные оттенки. Впрочем, постигнуть тайну Круга это не помешает.

Уладзiмiр Лiпскi. Бацькi i дзецi. Дз„ннiкi. Мiнск, Беллiтфонд, 2002.

Дневник - это, как правило, рассказ о себе, о внутренней духовной жизни.

Книги же Владимира Липского - это дневники... о нас. О духовной жизни нашего общества, рассказанной именно так, как принято в дневниках - без прикрас, со всей горькой правдой.

Отчего такая глобальность, спросишь ты, читатель.

Дело в том, что Владимир Липский давно живет чужой болью и пытается помочь многим, в мечтах - всем. Он - президент Белорусского детского фонда, член национальной комиссии по правам детей, наконец, главный редактор детского журнала "Вяс„лка". Встречи с детьми и их родителями - в Беларуси и не только - главное содержание книги. И встречи эти нелегкие. Часто переворачивающие душу болью, состраданием, недоумением от людской жестокости и несправедливости. Дети-инвалиды, дети - жертвы Чернобыля, дети, брошенные, избитые, даже... убитые собственными родителями... Дети-преступники, дети-жертвы... Дети, кажущиеся благополучными, но уже с омертвевшей душой. Факты, факты, факты, от которых леденеет сердце. "Божа, завошта пакараны гэтыя дзеткi?" "Калi дзецi нашы стануць дзяржа›нымi, самай стратэгiчнай палiтыкай?" "Колькi нам яшчэ жыць у сацыяльным абсурдзе?!" "Чаму не ратуем дзяцей? Хочам ганебнай смерцi?" Вопросы возникают сами собой. Владимир Липский не просто описывает и призывает. Чувствуется, что ему на самом деле больно. Не зря в его кармане - газетная заметка о похоронах в детдоме: могилу копали три детдомовца посильнее, засыпали - ни крестика, ни надписи... А ведь наши дети талантливы, добры, мужественны - как Саша Гуща, девочка-художница, чье лицо и пальчики отобрал пожар...

Это не развлекательное чтение, читатель. Но оно спасительно в борьбе с очерствлением души.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", пр. Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter