Хранитель деревенской истории

Всем, кто приезжает в старинное село Медно Брестского района, предлагают посетить здешний музей.
Всем, кто приезжает в старинное село Медно Брестского района, предлагают посетить здешний музей. Гости делают это, руководствуясь дежурной вежливостью.

Но, побывав в аккуратном домике на краю деревни, ничуть не жалеют о потраченном времени.

Основатель музея Петр Коробейко живет рядом со своим детищем. Жарким июльским днем мне довелось долго ждать его с поля - пенсионер заготавливал сено для своей буренки. Но вот он, вернувшись, переоделся, открыл передо мной двери музея, и вскоре я убедился, какой интересной и неординарной может предстать "биография" обыкновенного полесского села. Если, конечно, у него есть свой хранитель истории.

- Все началось с того, что еще много лет назад, работая в здешней школе, - рассказывает бывший учитель истории, - начал собирать предметы, которые приносили на уроки дети, - найденные в окрестностях остатки оружия, предметы старинного сельского быта, орудия труда.

Петр Данилович берет в руки ржавый экспонат, по форме напоминающий стрелецкую секиру времен Ивана Грозного. Его ученики предположили, что этим предметом когда-то рубили непокорные головы. Версия наставника оказалась научно более обоснованной. По мнению Коробейко, такими огромными топорами предки жителей Медно валили здешний лес, тесали бревна.

Наиболее ценны те экспонаты, за которыми - судьбы конкретных сельчан. Вот самодельная скрипка Василия Ярошука - известного в середине прошлого века на всю округу музыканта. Личные вещи участника русско-японской войны Данила Ярошука. Награды георгиевского кавалера Василия Пальчука, отличившегося во время первой мировой войны. Фотографии Героя Соцтруда военного строителя Степана Пальчука.

Тема Великой Отечественной представлена в музее наиболее широко. Читаю справку об освобождении из мест лишения свободы в начале 50-х Алексея Бондарука. Когда после первых дней войны в ближнем лесу осталось умирать от ран множество советских бойцов, этот человек организовал сельчан, и на подводах они развезли красноармейцев по хатам. Бондарук стал при немцах солтысом, как называли здесь сельских старост. Когда узнал, что фашисты готовят против укрывшихся в деревне раненых солдат карательную акцию, переправил их в лес к партизанам. И вообще, в годы оккупации сделал немало для того, чтобы деревня пережила ее с наименьшими потерями. После войны как враг народа был отправлен в Сибирь, откуда лишь спустя почти десяток лет вернулся по амнистии... Пожелтевшая бумажка за стеклом отражает трагедию целой эпохи.

А время идет. Привычные еще вчера вещи становятся антиквариатом. Маленькие залы сельского музея уже не вмещают новые экспонаты. У директора есть задумка открыть рядом его этнографический филиал. Есть на примете старинная полесская хата, доживающая свой век в одном из близлежащих сел. Готова мебель и утварь для ее убранства. Для реализации идеи не хватает только помощников, которые бы так же, как Петр Коробейко, любили свой родной край и чутко прислушивались к поступи проходящей через него истории.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter