Каждому городу по оркестру! Слабо?

В Заславле состоялся второй фестиваль камерной музыки.
В Заславле состоялся второй фестиваль камерной музыки. Инициатор - Государственный концертный оркестр Беларуси под управлением маэстро Финберга. Удивил фестиваль тем, что представил слушателям композиторов прошлых столетий, и в том числе XX века, но... уже забытых. Да-да! Нотные тетради белорусского композитора первой половины XX столетия (звучит, будто это и не мой век, в котором прошла большая часть моей жизни) Николая Чуркина были разысканы маэстро Финбергом с трудом и далеко не все. Сохранность тех, что попали в руки, оставляет желать лучшего. Известнейший и любимейший наш белорусский композитор - Евгений Глебов. Но найти полное собрание его сочинений оркестру не удалось. Нотное наследие композитора разрознено. Тем, кто должен его хранить и систематизировать, либо не хватает денег, либо - сил.

Вот и судите: радоваться, когда зазвучала в махоньком зале в Заславле музыка Николая Чуркина, аранжированная для большого оркестра удивительным Андреем Шпеневым, или печалиться по поводу подвижничества одних и равнодушия других?

И еще одну мысль навеял виртуозный, нежный, горячо воспринимаемый заславской публикой фестиваль.

Вот уже 6 лет я пишу о фестивале камерной музыки, организованном Финбергом в Несвиже, - "Музы Несвижа". Там была открыта публике белорусская музыка трех последних столетий. Оркестр - организатор целой плеяды фестивалей: в Заславле в этом году начнет свою жизнь джазовый фестиваль, на Нарочи - "Джаз на воздухе", оркестр ведет ставший знаменитым фестиваль белорусской эстрадной песни в Молодечно. Четыре фестиваля только в Минской области! Я не говорю про ежегодный детский фестиваль "Поем с оркестром", еще один камерный - в Мстиславле, который начнет свой отсчет с нынешнего года и первая программа которого будет посвящена Николаю Чуркину, джазовый - в Минске, череду концертных программ, посвященных по очереди всем известным белорусским поэтам-песенникам, композиторам-песенникам. Право, устаешь перечислять, ведь список концертных программ огромен. Для чего я это делаю? Да чтобы задать гипотетический вопрос: "А почему далеко не все наши мэтры так увлеченно трудятся для Беларуси?"

У нас, слава Богу, в стране множество профессиональных музыкальных коллективов, которые мастерски исполняют восхитительные программы. Но все это - мировая классика, и крайне редко звучит в программах этих коллективов национальная музыка. Почему маршруты их не меняются: Минск - Европа и никогда, скажем, Копыль? Почему бы музыкальным профи-коллективам не выбрать и не "полюбить" хотя бы один периферийный город, сделать его "своим"? И там ежегодно отчитываться перед достойной большего внимания периферийной публикой.

Право, вы бы, господа музыканты, поразились, как слушает народ классику!

...Два дня в старинном Заславле звучала высокая музыка. К фестивалю готовился весь город. Получить билетик считалось в городе особой честью. А Михаила Яковлевича Финберга любили и благодарили бессчетно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter