Отмечают ли в белорусских учреждениях культуры Хеллоуин?

Кассовый сбор в пользу безнравственности

В ЛЮБОЙ стране есть свои праздники, как государственные, так и те, что пришли из глубины веков, передаваясь из поколения в поколение как дар. Что досталось в наследство из народных традиций современным белорусам? 

фото алексея столярова.

Есть замечательный и уникальный народный праздник — Купалье. По сценарию на нем плетут венки и пускают их по реке, водят хороводы, сжигают чучело и верят в то, что обязательно будут счастливы в любви, отыскав «папараць-кветку». На Троицу, например, которую еще называли в народе «зелеными святками», в старину украшали дома ветками липы, березы и клена. Полевые цветы, принесенные из храма, засушивали и хранили за иконами. Потом их клали под свежее сено и в житницу, чтобы мыши не портили, прятали на чердаке во избежание пожара. Для крепкого здоровья на весь год еще до восхода солнца мылись в бане или полынье в Чистый четверг перед Пасхой. На Рождество гадали на суженого, на Коляды ходили ряженые с песнями, играми…

Все эти праздники у нас отмечаются повсеместно, многие стали национальным брендом. Но кое-где появляются другие, далекие от народных. Что изменилось? Кто переписывает привычные сценарии?

ЕСЛИ раньше перед Колядами я запасалась сладостями и угощениями для детей и взрослых, которые могли ходить по хатам в костюмах козы, медведя, цыган, устраивая целые театрализованные представления с песнями и шутками, то в последние годы перестала это делать. Нет, мне не жалко конфет. Просто это «колядование» уже не имеет ничего общего с традиционным. Ряженые в костюмах Бэтмена, пиратов, разбойников из года в год читают стихи, которые я уже успела выучить: «Дзінь-дзінь, калядзінь. Я ў бацькі адзін. Мяне бацька паслаў, каб я грошы сабраў. Не дадзіце грошы, завядуцца вошы». 

Кто автор этого творения, не знаю, но желание угощать не возникает даже при такой «угрозе». Пыталась детям рассказать, что совсем не так колядуют, они и слушать не стали. Правильно, а кто их научил? Сказали, что можно ходить и просить, вот они и пошли. Иногда забываем свои традиционные праздники, при этом тянемся к чужим.

Это я сейчас о дне, который и праздником-то назвать язык не поворачивается, — Хеллоуин. А он, как эпидемия, распространяется с большой скоростью. И не нужно быть специалистом, чтобы понять, что эта «доброта», исходящая от ходячих трупов с пробитыми черепами, окровавленными ртами и торчащими в спинах и головах ножами, вампирами да скелетами — прямая дорога к психиатру. 

фото белта.

Почему затронула эту тему? Увидела афишу одного сельского Дома культуры на Минщине, который приглашает на «праздник всех святых — Хеллоуин», где «будет интересная и веселая тусовка для молодежи». Словно током ударило: каких святых? Ответ организатора ошарашил: «Да, это не праздник белорусов, но он приурочен к «Дзядам», когда почитаются души умерших предков». Сразу вспомнила выражение «не путайте божий дар с яичницей». Как можно сочетать День поминовения, церковные свечи и молитвы с монстрами? И где здесь слово «культура»? Чья она, людей с извращенной психикой, пропагандирующих насилие, жестокость? 

На днях зашла в частный столичный магазин. Рассматриваю воздушные гелиевые шары, свадебные принадлежности, карнавальные костюмы… Женщина лет тридцати просит продавца помочь подобрать украшения к празднику для офиса. Соображаю мысленно: какое событие грядет? Оказывается, покупатель выбирает свечи-глазницы, паутину, черепа… Ах да — Хеллоуин! Представила свой рабочий кабинет, украшенный подобной атрибутикой, — сразу передернуло. Но окончательно добила молодая мама с девочкой лет шести. Малышка показывала на пластмассовую мини-канистру и просила: «Мама, давай купим кровь». На просьбу дочери мама ответила: «У нас с прошлого года осталась. Возьмем маску с разорванным ртом». Как это можно прокомментировать? Интересуюсь, что же это за кровь. Из пробника мне капают на ватный диск. Вид краски такой, что разительное сходство с «натурпродуктом» отметили бы даже видавшие виды медики. По словам продавцов, выручка именно к «таким мероприятиям» приносит лучшую прибыль.

Жаль стало некоторых детей. Да, мы в детстве смотрели сказки Александра Роу с Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, Водяным и лесными нечистями. На новогодних утренниках сами переодевались в костюмы отрицательных героев. Воровали подарки, Снегурочку, строили козни, но в конце нас обязательно побеждали, мы просили прощения и становились добрыми! 

СТОИТ напомнить отдельным несведущим культработникам, откуда «ноги растут» у Хеллоуина. Корни в традициях древних кельтов Ирландии и Шотландии. Отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Его называли Самайн — праздник окончания уборки урожая. «Светильники Джека», или тыквы с прорезанными глазницами и ртами, пошли тоже от кельтов. Появление этого символа связывают с ирландской легендой о человеке, который был обречен скитаться по миру с тыквенной головой и тлеющим угольком внутри нее. В Америке «светильники» появились в 1837 году. Только сельскохозяйственный ритуал не имел ничего общего с Хеллоуином, пропагандирующим зло, смерть и оккультизм.

ТЕПЕРЬ вспомним о нашем празднике. Один из поминальных дней в белорусском народном календаре — «Дзяды». Согласно верованию, души умерших дедов и родителей приходят домой на ужин, где им готовят кутью. Это одна из Родительских суббот, с особыми традициями, обрядовыми действиями и блюдами. Близкие молятся за души умерших предков, зажигают свечи. Нет в «Дзядах», пусть даже они с элементами язычества, никакого насилия, жестокости. Как можно смешивать такие вещи воедино?
Главное управление культуры и аналитической работы Министерства культуры Беларуси: «Конкретного запрета на проведение подобных праздников не было. Планирование тех или иных мероприятий — полномочия самих работников клубов и СДК, их контролируют местные власти в районных центрах. Они решают, разрешить или запретить».
Американцы, чьи фильмы-страшилки пропитаны негативом, делают на этом деньги. Тем же занимаются и частники, организовывая вечеринки с алкоголем. Но могут ли подобные мероприятия проводить госучреждения культуры? На ум пришли Лельчицкий, Наровлянский и Житковичский районы, где мне недавно довелось побывать, собирая информацию о коллективах и мастерах, принимавших участие в фестивале «Зов Полесья». Вспомнила их песни, плетеные корзиночки, рушники… Вот это и есть наша белорусская культура! Этому мы должны учить детей. 

Решила позвонить в Лельчицы, спросить, приглашают ли их дома культуры и клубы на Хеллоуины. Заместитель председателя Лельчицкого райисполкома Наталья Шишканова в недоумении:

— Даже не думали отмечать подобное. Считаю, у белорусов достаточно своих праздников, действительно красивых. Мы чтем традиции предков, пропагандируем историко-культурное наследие. У нас проводится уникальный весенний обряд «Чирочка» в деревне Тонеж, фестиваль «Гэты дзіўны спеў з глыбінь народных» на приз нашего земляка — художественного руководителя Национального академического народного хора имени Г. И. Цитовича народного артиста Михаила Дриневского. Гордимся знаменитым царь-дубом, бортничеством… Это и есть культура, именно ее мы должны передавать молодежи как в семье, так и в школе или том же сельском клубе. 

Решила узнать мнение педагога, обратившись к директору Верейковской средней школы Волковысского района Ольге Шабат:

— В нашей местности Хеллоуин никак не отмечается. Много верующих людей, как католиков, так и православных. Как учитель могу сказать, у белорусов достаточно развитая национальная культура, поэтому перенимать чужое не стоит. Тем более что ничего хорошего оно не несет ни взрослым, ни тем более детям. Зачем заниматься пропагандой жестокости? Мы должны учить деток человеколюбию, доброте, красоте. 

ТАК чем руководствуются дома культуры, планируя мероприятия? Тем, что они кассовые, можно заработать большее количество внебюджетки, чем на обычных дискотеках? Или это глупое подражание? А какое видение у самой молодежи? Им нравится? Спросила у школьников одной из сельских школ Барановичского района. Пожали плечами: «Так себе, но мы не отмечаем». Практически такая же реакция у мальчишек, которых встретила в Логойске: «Ну есть такой праздник. Может, где и проводят его, но мы туда не ходим». Мнения ребят из Слуцка разделились. Одни говорят, что это весело и круто, другие относятся безразлично. В завершение этот же вопрос задаю возле уличной кофейни двум девочкам-минчанкам. «Прикольно и клево. Мы уже купили все, что нужно. Будем тусоваться у подружки дома». Тут же реагирует на наш разговор взрослый мужчина: «И что тут клевого? Вырядятся в страшилищ и бесятся. Куда родители смотрят?» 

Самое страшное, наверное, что многие родители принимают участие в этом. Продавец кофе, лет 30, тоже не осталась безучастна: «И мы с мужем ходим на подобные вечеринки. В жизни так мало праздников, нужно же чем-то разбавлять серые будни. Можно быть самим собой». 

Спрашивать о том, что же в тебе такое сидит, не стала. Боялась, что этот монстр выскочит раньше времени. Как-то захотелось сходить в Ботанический сад или лес, где тихо, спокойно и нет никаких чудовищ в людском обличии. 

chasovitina@sn.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter