Картина с натуры

Недавно в интернете появилась странная информация. У художника Юрия Мягкого, который живет в деревне Славени Толочинского района, якобы хотят отобрать мастерскую, построенную из бревен бывшей церкви...

Недавно в интернете появилась странная информация. У художника Юрия Мягкого, который живет в деревне Славени Толочинского района, якобы хотят отобрать мастерскую, построенную из бревен бывшей церкви. Здание вроде бы собираются снести, однако творческий человек, не согласившийся с таким решением, заперся в мастерской и намерен оборонять ее до конца. Об этом он сообщил и на электронный адрес «СБ».


— Конфликт не разрешен, я по–прежнему нахожусь в мастерской, — подтвердил по телефону Юрий перед тем, как я отправился в Славени.


...Рядом с одноэтажным бревенчатым зданием, расположенным во дворе Славенской средней школы, я не обнаружил ни баррикад, ни самого художника. Юрий Мягкий, которого я разыскал по телефону, появился минут через 20, отпер дверь и любезно пригласил меня внутрь. В Славени из Хойникского района он переехал после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1996–м. Здесь закончил школу. А в упомянутой мастерской учился живописи у Юрия Полякова, «скульптуру» которому когда–то преподавал сам Заир Азгур. В 2001–м Мягкий окончил академию искусств в Минске. Четыре года спустя вернулся в Славени. Хотел работать по специальности, учить детей.


— «Оборона» мастерской, по большому счету, была не реальной, а виртуальной, — откровенничает художник, который, как выяснилось, таким странным образом решил привлечь внимание общественности к проблемам, с которыми ему, сельскому интеллигенту, пришлось столкнуться.


Он и его бывший учитель Поляков считают, что мастерская, в которой за десятки лет накопилось огромное количество творческих работ, в том числе детских, — это своеобразный культурный феномен. Его необходимо сохранить. Возможно, даже сделать сельскую галерею. Два года назад, когда в мастерскую планировали перенести библиотеку, к мнению Юрия Мягкого прислушались и открыли в Славенях художественный класс от Толочинской школы искусств. Правда, из записавшихся изначально туда трех десятков ребятишек к нынешнему учебному году осталось то ли трое, то ли четверо.


— Чтобы создавать видимость существования класса, за якобы занимающихся детей мне приходилось платить из собственного кармана, — признается Мягкий. — Позволить себе такого я не мог, несколько месяцев назад уволился. Хотя Настя Беднова, Валя Могучая и Диана Ковалева до сих пор приходят ко мне в мастерскую. В райотделе культуры мне сказали, чтобы я забрал свои работы и освободил помещение. Но как тогда помочь талантливым детям? Бросать их жалко, а укомплектовать класс полностью в деревне нереально.


Шестиклассница Настя Беднова рассказала мне, что уже успела поучаствовать в одной из витебских выставок. Ей нравятся профессии дизайнера, архитектора. Девочке хотелось бы продолжать заниматься живописью с хорошим преподавателем.


— Но разве могу я платить зарплату человеку, у которого в классе нет необходимого количества учеников? — задает мне встречный вопрос начальник отдела культуры Толочинского райисполкома Александр Рожанский. — Любой проверяющий накажет за это! Мягкий сегодня не является нашим работником. Поэтому и обязан освободить помещение, принадлежащее отделу культуры. Раньше, когда в Славенях строился агрогородок, судьба мастерской действительно была неопределенной. Сегодня сносить ее не планируем. Дети без преподавателя не останутся.


Мягкий предполагает, что отношения с бывшим начальством и местным сельсоветом у него испортились потому, что он не согласился с вырубкой многолетних лиственниц у памятника погибшим воинам, за которым ухаживает школа. Правда, в ответ на это председатель Славновского сельсовета Валентина Снапкова показала пакет документов, на основании которого у памятника провели благоустройство.


Все вроде бы логично. А меня все–таки не покидает ощущение нелепости ситуации: преподавателей изобразительного искусства на селе не хватает, а художественная школа избавляется от специалиста с академическим образованием.


Сейчас сложно предположить, чем закончится «сенсационная» история «обороны» мастерской. Художник прекрасно понимает, что с юридической точки зрения он не прав. По предписанию милиционеров Юрий обязан освободить здание в течение недели. Он не скрывает, что вслед за этим, возможно, уедет из деревни. Жаль. Мне показалось, детям нравилось у него заниматься. Так что может получиться вполне пиррова победа...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter