Какой должна быть единая Европа?

При выстраивании политики сотрудничества важно исходить из того, что объединяетФранция всегда была тесно связана с Восточной Европой. Вспомните формулу о единой “Европе от Атлантики до Урала” генерала Де Голля, которая была шоком для англо-американского истеблишмента того времени. Сегодня такую же роль играет предложенный американским экономистом Линдоном Ларушем проект Евразийского сухопутного моста, который распространяет концепцию Де Голля на всю Евразию. В этом смысле Беларусь должна выступать активным партнером, в определенном смысле “катализатором” отношений между Россией и Евросоюзом. Тем не менее мы имеем две связанные с этим проблемы, которые мешают позитивным изменениям.

Во-первых, нынешний мировой финансовый и социальный кризис является препятствием для налаживания диалога Восток—Запад. Единственный выход — соглашение между США, Россией, Китаем и Индией, которое установило бы новые условия мирового экономического развития, основанные на обеспечении долгосрочного государственного кредита. Эти страны должны запустить ряд серьезных проектов, образовать сообщество с целью организации реального развития экономики. Без подобного союза, который был бы заключен для всеобщей пользы, думать о благополучном будущем просто бессмысленно. В мире, где все организации, банки и валюты являются де-факто банкротами, невозможно обеспечить кредитами двусторонние проекты. Проведение процедуры банкротства и реорганизации, а не мечтания о мелочах могли бы стать первым шагом на пути “перезапуска” глобальной системы.
Кроме того, в нынешней ситуации внутри Евросоюза есть силы, которые весьма критически относятся к установлению более доверительных контактов между Западом и Востоком. Если эта политика не получит должного ответа в Европе, двигаться вперед будет невозможно. До сих пор сильны последователи родоначальника англо-американской школы геополитики Хэлфорда Джона Макиндера, для которого главной задачей было предотвратить мирное развитие Центральной Европы (“Mittel Europa”) посредством обращения к политике “разделяй и властвуй”.
В то же время позитивные силы и на Западе, и на Востоке понимают, что при строительстве нового мирового финансового порядка крайне важное значение имеет обеспечение стабильности в белорусском государстве, которое как раз и находится на стыке разных геополитических интересов. И в нынешних условиях нам действительно нужно поторопиться с образованием сообщества, ориентированного на достижения сельскохозяйственных, технологических, научных и технических целей. Это, например, означает в числе прочего и расширение работы франкофонного отделения факультета международных отношений в БГУ, а также превращение экономического представительства Франции в Минске в полноценный инструмент организации интенсивного сотрудничества.
Предлагать подход, который я только что обозначил, должна именно Франция. Это должно стать сутью нашей внешней политики, и лично я сейчас прилагаю все усилия для того, чтобы так и произошло. Мы должны использовать снятие с Беларуси экономических и политических санкций со стороны Европы, решение о чем было принято 13 октября 2008 года,  и быстро продвигаться в этом направлении. Обсуждение технического, культурного и научного сотрудничества Беларуси и Франции, прошедшее в Париже 21—23 мая прошлого года, стало первым шагом. Недавний визит представителей французских финансовых и промышленных кругов в Минск также свидетельствует о многом. Но всего этого явно недостаточно. Сегодня большое количество малых и средних французских компаний хотели бы установить экономические связи с Беларусью, особенно в химической отрасли. И политика не должна быть разъединительным моментом. Надо сосредоточиваться на том, что нас объединяет. Санкции и подрыв нашей совместной работы не приносят ничего хорошего ни населению Беларуси, ни самой Франции. Германия, Франция, Италия и Россия вместе с Беларусью и Украиной должны сотрудничать в качестве суверенных государств, чтобы выстроить систему экономического развития, охватывающую пространство от США на Западе до Китая на Востоке. И если сегодня президент Соединенных Штатов Барак Обама пойдет в этом направлении, то сможет сыграть огромную позитивную роль и дать толчок этому процессу в Евразии.
В этой связи я могу только положительно оценивать факт создания 10-миллиардного антикризисного фонда, решение о котором было на днях подписано Россией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Эта инициатива должна быть поддержана, чтобы в конце концов превратиться в основу нового, неимперского международного экономического порядка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter