Искусство наводить мосты

Веревочные, деревянные, каменные мосты перебрасывались через реки и ущелья еще с библейских времен.
Веревочные, деревянные, каменные мосты перебрасывались через реки и ущелья еще с библейских времен. Так что опыт наведения мостов у человечества огромный. Сказки и легенды поселяют под ними разбойников и волшебников, троллей и русалок. Наша страна - край озер, рек и болот, о живописной красоте которых можно говорить бесконечно. И чтобы красоты природы не разделяли людей, не мешали их передвижению, белорусы строили дороги, сооружали гати, броды и, конечно, мосты.

С помощью научного сотрудника Института истории НАН РБ Александра Довнара мы можем восстановить значимые даты и любопытные детали устройства дорожных коммуникаций Беларуси XVI - XVII веков.

Мосты средневековой Беларуси представляли собой довольно внушительные инженерные конструкции. Сохранившиеся документы рассказывают о том, что в 1582 г. в Оршанском повете на гостинце (т.е. на магистрали) Могилев - Минск размещалось сразу три моста: один длиной 204 метра через болото, другой около Белыничей через реку Друть - 368 метров и третий длиной 327 метров через реку Аслека с ее заболоченными берегами. Ширина каждого составляла 6,5 метра.

Самый первый каменный мост, о котором до нас дошли сведения, был построен в Марковской волости (современная Минская область) в начале XV века. Его возводили во времена правления великого князя Витовта, поэтому именовали не иначе, как Витовт мост.

Сооружение переправ было довольно дорогостоящим занятием. Так пану Илимскому мост через реку Лебедь (длина 78 м, ширина 6,5 м) в его имении Глинишки Речицкого повета обошелся в 3 тысячи злотых (сумма, которой хватило бы на покупку небольшой усадьбы), а текущий ремонт и обслуживание - в 100 злотых ежегодно.

Поэтому основным материалом для построек был не камень, а дерево. Это и проще, и гораздо дешевле. Тем более если мост из-за природных катаклизмов приходилось отстраивать снова и снова. Использовали ту древесину, которая была под рукой. Предпочтение отдавалось дубу и сосне. Ель отвергали из-за крохкости.

Документ 1772 г. поведал нам о тяжких трудах некоего Романа Волоцкого. В его имении Косичи был мост через реку Нарочь, которая не замерзала всю зиму, а весной и вовсе сносила конструкцию длиной 79 и шириной 3 метра.

Точно такие же ежегодные хлопоты были и у ошмянского хорунжего Евхима Хоминского. По его имению проходила дорога из Ошмян к знаменитой ярмарке в Зельве. На этом пути нужно было переехать по мосту через реку Гавия, который не выдерживал ежегодных весенних паводков.

Мост, конечно, строить дорого, но без него можно было войти в еще большие убытки. Из-за такого неудобства, как отсутствие переправы через реку, купцы могли изменить маршрут движения. Не переплывать же им в самом деле со своим красным товаром на утлой лодочке? Поэтому шляхтянка рисковала остаться без обновок, а ее муж без доходов от налога на торговые операции.

Настоящий бум строительства гостинцев и мостов на территории Беларуси пришелся на XV век. Тогда были проложены дороги, которые связали все области государства с центром, перекинуты мосты через реки. Они не теряли своего значения на протяжении столетий. Достаточно сказать, что новые тракты были построены только в XIX веке.

Хотелось бы, чтобы и теперь дороги Беларуси были в хорошем состоянии и обеспечивали безопасное и комфортное передвижение. История нашей страны показывает, что это можно и нужно делать.

Собственно говоря, мостом называется сооружение, перекинутое через водную преграду. А конструкции разных уровней высоты на пересечении улиц - это уже путепровод.

Как сообщил корреспонденту "СБ" директор унитарного предприятия "Горавтомост" Александр Першай, в настоящее время в Минске общее количество и тех и других достигло 50. 80% мостов на сегодняшний момент имеют срок эксплуатации свыше 30 лет, поэтому нуждаются в капитальном ремонте, который успешно проводится дорожными службами.

Для устройства гати сначала валили лес, ветки и деревья бросали

в болото (из-за слабого доступа кислорода дерево в болоте плохо гниет), а сверху насыпали песок. Благо на Беларуси недостатка в песке

не было. Впрочем, в болотах тоже.

Как вы думаете, когда появились правила дорожного движения? Надо полагать, что с возникновением первых дорог. Статут Великого княжества Литовского 1588 г. установил следующий порядок проезда на узком участке пути: порожняя повозка должна уступать место груженой, пеший уступает конному, а конный уступает повозке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter