Художник Владимир Цвирко с детства мечтал о мельнице

И все–таки она вертится

Художник Владимир Цвирко с детства мечтал о мельнице...

Художник Владимир Цвирко с детства мечтал о мельнице. Об обычном ветряке, которых когда–то было много по нашим селениям. Потому что отец был мельник. И привычка созерцать рассекающие воздух огромные крылья осталась. Но в современном урбанизированном обществе предаться ностальгии, как оказалось, негде. Даже мельницы в прославленных Дудутках и Строчицах не машут лопастями, стоят недвижимо. «Дрэмле памятка дзён, што ў нябыт уцяклi», как сказал бы Купала. Цвирко не сдался — и мечту осуществил. Его мельница — вертится! Возможно, она даже единственная — аутентичная — на всю страну, которая работает.


Из особенностей ветряка: он еще и самый маленький в Беларуси. Одноэтажный. Хотя «классические» большие мельницы огромные — иногда достигают 4 — 6 этажей. Такая была у отца Цвирко. Похожие стоят в Дудутках и Строчицах. В Белгосмузее народной архитектуры и быта заинтересовались, как Владимиру удалось свой «млын» заставить крутить крыльями, и предложили попробовать отремонтировать музейные. Цвирко считает, что это можно сделать. Однако он по основной специальности мастер по витражам, а не по памятникам деревянного зодчества, поэтому вопрос еще нужно серьезно проработать.


Мельница, которую восстановил художник, не внесена в Госсписок историко–культурных ценностей. Она стоит на частном подворье Цвирко в 10 километрах от Минска по брестской трассе, в деревне Ходаково. Зато уникальный объект включен в интернет–список достопримечательностей: https://источник/hodakovo/


Интересно, что мельница в этом поселке изначально не стояла. Цвирко ее сюда перевез — издалека, из–под Дрогичина. Там, в деревне Микитск, ветряк установили в 1936 году. От оригинального сооружения сохранились все внутренние механизмы. Пришлось только воссоздать деревянные детали фасадов и те самые крылья, без которых мельница не была бы сама собой. Можно увидеть, как выглядела ныне красивая постройка до реставрации: https://источник/mikitsk/vetryak_gallery.htm


Владимир внимательно подбирал к оригинальным фрагментам новые — в точности из тех же пород древесины, которые использовали в 1930–е годы. Наверное, это можно было бы назвать научной реставрацией. Но занимался ею не «профессионал», а любитель. Главное, что когда делаешь для себя, всегда хочется как лучше. И тогда получается именно так — на пять с плюсом. В этом, видимо, кроется и ответ на вопрос, почему иногда случаются прецеденты некачественного восстановления старинных зданий.


Цвирко в ветряк вложил и много сил, и душу. Пожалуй, не столь важно, находится ли здание в Госсписке историко–культурных ценностей. Важнее, чтобы у него был хозяин. Умный, рачительный, который осознает, что владеет не просто «недвижимостью», а частичкой национального достояния. Впрочем, Цвирко планирует предложить свою мельницу в госсписок. Возможно, его пример кого–то подстегнет отыскать полуразрушенное здание (а таких остается еще немало) и вернуть ему былое величие. И глядишь, спустя годы, благодаря инициативам подвижников преобразятся многие уголки нашей страны.


А прежде ничем не примечательное Ходаково — теперь заметная точка на туристической карте. Таков практический результат от появления здесь мельницы. Кроме того, что мука мелется. А при ветряке еще и этнографический музей создан. Достойное начинание.

 

Советская Белоруссия №165 (24302). Среда, 4 сентября 2013 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter