Готов стать жертвой!

Каждый из нас может стать жертвой преступника.
Каждый из нас может стать жертвой преступника. Но зачастую мы и не подозреваем, что причиной возможного преступления является наше собственное поведение. Еще в конце XIX века французский криминолог Тард предлагал ввести в уголовное законодательство статью об ответственности жертв за действия, спровоцировавшие преступления. Большинство его коллег сочло такую меру слишком радикальной. Но определенная доля истины в суждениях господина Тарда все же есть. Говоря научным языком, у каждого человека есть своя степень виктимности - предрасположенности к тому, чтобы оказаться в роли жертвы.

За последние 8 лет количество уголовных преступлений в стране увеличилось на 31, 2 процента, а число жертв - на 84,4 процента. Как выяснилось в результате опроса, проведенного НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции, почти 28 процентов респондентов были жертвами различных преступлений. По данным Межрегионального научно-исследовательского института проблем преступности и правосудия ООН, в 1997 году к потерпевшим себя причислили 20,8 процента опрошенных жителей столицы, причем более 7,5 процента из них были жертвами не один раз. А в 1999-м таких было соответственно 21,7 и 18,2 процента. По меркам современной криминологии, это достаточно серьезные показатели.

По мнению кандидата юридических наук, профессора Академии МВД Вячеслава Кашевского, больше всего шансов стать жертвой тяжких и особо тяжких преступлений у родственников, друзей и знакомых потенциальных преступников. Оказывается, половина умышленных убийств, совершенных на бытовой почве, в той или иной степени спровоцированы самими потерпевшими. Невольные провокаторы, как правило, неосмотрительны, конфликтны, склонны к агрессии и плюс ко всему неравнодушны к спиртному. Аналогичная ситуация и с тяжкими телесными повреждениями. Старший следователь Следственного комитета при МВД Вера Скоросова рассказала о достаточно типичной криминальной семейной драме, случившейся минувшим летом в Поставах. Владимир Ловкис застал свою супругу с очередным ухажером в своей собственной квартире, как говорится, в самый пикантный момент. "Третий лишний" дипломатично не стал вмешиваться в семейные разборки, а муж и жена принялись выяснять отношения с помощью кулаков. В результате Мария скончалась от побоев. Ее мужа суд приговорил к 5 годам лишения свободы.

Виктимность, говорят криминологи, - понятие многогранное и зависит от многих факторов: пола, возраста, образования, наконец, от психологических особенностей. К примеру, жертвами преступлений на бытовой почве чаще всего становятся мужчины. Самым виктимным считается возраст от 18 до 29 лет. Таких среди потерпевших - 50 процентов. Бывает и так, что преступник сам превращается в жертву. К примеру, супруг, пьяница и дебошир, регулярно истязает жену. Но в один "прекрасный" день та не выдерживает мучений и расправляется с мучителем.

Криминологов не перестает удивлять беспечное поведение тех, кто подвергается сексуальному насилию. Лет 15 назад Вячеслав Кашевский участвовал в расследовании нашумевшего в то время уголовного дела: на счету группы столичных подростков оказалось 15 изнасилованных несовершеннолетних девушек. На вопрос: "Зачем ты пошла с первыми встречными?" девчонки отвечали что-то вроде: "Музыку послушать". За прошедшие годы мало что изменилось в поведении потенциальных жертв насильников - будь то несмышленые девочки или дамы постарше: все с той же легкостью они знакомятся на улице, в транспорте, садятся в попутные автомашины...

Специалисты утверждают, что готовность стать жертвой является причиной 18 процентов краж и 46 процентов грабежей. Существует и так называемая профессиональная виктимность. Ежедневно рискуют оказаться в роли жертвы кассиры, таксисты, продавцы, бизнесмены, "челноки", сторожа, охранники, сотрудники правоохранительных органов и т.д. Причем в наше неспокойное время этот список постоянно пополняется и перспектива в нем оказаться, увы, есть у многих из нас.

Между тем, как показал опрос потерпевших от 8 видов насильственных преступлений, лишь некоторые из них имели при себе индивидуальные средства самозащиты и пытались сопротивляться. Большинство же из нас даже гипотетически не в состоянии дать отпор преступнику.

Недавно по инициативе НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы была разработана концепция статуса жертвы преступления и профилактики виктимизации населения. По мнению авторов концепции, необходимы закон о статусе жертвы преступления, а также создание комиссии по правам жертв преступлений и фонда помощи таким людям при Министерстве юстиции. На сегодняшний день у нас не только отсутствует система психологической реабилитации потерпевших, но и возмещение причиненного им ущерба зачастую затягивается. А если преступник не задержан, то жертва и вовсе не получает никакой компенсации за перенесенные страдания. Во многих странах ущерб возмещается за казенный счет. В конце концов именно государство должно гарантировать своим гражданам личную безопасность. После эти суммы возвращаются в бюджет за счет осужденных. Впрочем, главное в снижении уровня виктимности населения - это профилактика. Оружие потенциальной жертвы - конечно, не пистолет и не топор, а прежде всего - психологическая готовность к возможной экстремальной ситуации. По большому счету, азам психологической самообороны нужно обучать с детства, чего у нас, увы, пока не делают.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter