Гипермаркету по-белорусски — быть! В 2004—2005 годах в республике откроется 12 гигантских торговых центров

Первый шок от встречи с гипермаркетом я испытала лет 10 назад в Берлине. Заглянув случайно в первый же попавшийся гигантский магазин, я бродила по торговым рядам в полной прострации и в конце концов потерялась в невиданном море изобилия продуктов и товаров, очнувшись только на улице с пакетом ненужных вещей. «Нет, никогда в Беларуси не будет таких магазинов», — промелькнуло в затуманенном от впечатлений мозгу. Много позже, в Польше, гипермаркеты меня тоже поразили, но я уже знала, что делать там, и уверенно совершала необходимые покупки вместе с сотнями своих соотечественников, которые отправлялись в утомительные шоп-туры за недорогим товаром в соседнюю страну. «А почему бы и у нас не открыть такие торговые центры? Разве сегодня это так уж нереально в том же Минске? Да и несолидно как-то двухмиллионному мегаполису в начале третьего тысячелетия не иметь хотя бы один магазин-город западного типа», — на этот раз я попыталась посмотреть в будущее с оптимизмом.
Словно бы в ответ на мои мысли в 2002 году столичные власти всерьез занялись вопросом организации в Минске торговых сетей мирового уровня. Все идеи строительства гигантских торговых центров базировались на принятой 15 января 2002 года Концепции об упорядочении и реализации современных форм мелкорозничной торговли в г. Минске. — В течение двух последних лет было проведено 20 конкурсов инвестиционных проектов на право проектирования, строительства и эксплуатации торговых центров (ТЦ) в г. Минске на 15 земельных участках, по итогам которых были определены застройщики 11 из них, — рассказывает Наталья Важник, начальник отдела инвестиций комитета экономики Мингорисполкома. – На эти цели предполагается привлечь в экономику города не менее 70 миллионов долларов США. Кроме того, победители конкурсов приняли на себя обязательства отчислять в местный бюджет горисполкома не менее одного процента из торгового оборота. На сегодня у каждого из этих объектов разная степень готовности. Требования к ним достаточно жесткие. Только торговая площадь супермаркета, входящего в состав ТЦ, должна быть не менее 2 тысяч м2, из которых 80 процентов — площадь основного торгового зала. Ассортимент продаваемых товаров должен быть представлен не менее 5 000 наименований и включать в себя все основные группы продовольственных товаров и товаров повседневного спроса. В ТЦ должны быть размещены предприятия быстрого питания, включая белорусскую кухню, места отдыха и детские комнаты, булочно-кондитерские цеха, внутренние мини-производства и другое. Причем белорусские производители в обиде не останутся, поскольку требованиями к ТЦ предусмотрено наличие не менее 70 процентов товаров отечественного производства. Даже в процессе строительства самого объекта как минимум 30 процентов стройматериалов и торгового оборудования, работ и услуг предоставят предприятия республики. Все эти и другие условия заложены в инвестиционный договор, который заключает с Мингорисполкомом инвестор. — Ход строительства всех ТЦ находится под постоянным контролем Мингорисполкома, мы постоянно проводим совещания с участием всех заинтересованных для оказания нашим инвесторам содействия в реализации их инвестиционных проектов, — продолжает Наталья Важник. — Словом, все здесь переживают за успех нового дела. И если все сложится удачно, то к концу 2004-го откроются магазины на проспекте Рокоссовского (кольцо у автовокзала Восточный), по улице Лобанка и на стыке улиц Кижеватова—Корженевского. А в 2005-м примут первых посетителей еще четыре новых ТЦ. Всего же в 2006 году в столице должно работать 11 таких объектов торговли. Хочется верить, что все получится так, как мы задумали. Министр торговли Александр Куличков подтвердил информацию о том, что сегодня в республике ведется строительство 14 крупных торговых объектов (причем не только в столице, но и в Бресте, Могилеве), которые используют лучшие достижения европейской и мировой практики. Работу по созданию торговых сетей, связанных единой технологией, отлаженной системой закупа и продажей товаров, министерство будет строго контролировать. Ведь это приведет к насыщению потребительского рынка товарами самого широкого ассортимента и качественно изменит торговое обслуживание покупателей. Что же будет представлять собой этот грандиозный торговый центр по-белорусски? До 80 процентов площади займет сам магазин самообслуживания – торговый зал либо два зала. На остальной территории разместятся уютные кондитерские и мини-кафе, где акцент будет сделан на блюда белорусской кухни, другие предприятия быстрого питания. Предусмотрены также небольшие аптечные киоски, фирменные магазины одежды, обуви, косметики, подарков, вплоть до химчистки и прачечной. Для каждого отдела супермаркета подобрана приятная музыка и специальное освещение. А кое-где прямо в торговом зале организуют отдел, где в течение1—2 минут приготовят различные соки из свежих фруктов. Такой центр будет обладать собственным производством. Это небольшой цех по готовке салатов и различных горячих блюд, полуфабрикатов, гриль-продуктов, выпечки. Плюс бесплатные туалет и автостоянки, прекрасно оборудованная детская комната, где родители смогут спокойно оставить детей на время шопинга. Все кассы (или единый расчетный центр) разместятся на выходе. Именно здесь можно будет рассчитаться за все виды услуг, которые предоставит гипермаркет. Часть площадей будет сдана в аренду, но их общая площадь не будет превышать 20 процентов. А вот с какой любопытной информацией я познакомилась на белорусском сайте «gippo.by». Оказывается, первая сеть гипермаркетов, что откроется в Беларуси, будет называться очень симпатично «Гиппо». «Гипермаркет «Гиппо» в микрорайоне Серебрянка — это первый гипермаркет европейского типа в Беларуси, отличающийся низким уровнем наценки и, следовательно, розничных цен, — сообщают авторы сайта. – Его площадь составляет 13 тысяч м2. Он сможет ежедневно обслуживать до 15 тысяч человек, предлагая более 50 тысяч наименований товаров – от продуктов питания до бытовой электроники. А кое-что из западных стандартов станет открытием для белорусов. Например, товары, выложенные на торцевых пространствах стеллажей основной аллеи торгового зала, – они выглядят крайне привлекательно и быстрее продаются». Ну чем не потребительский рай?! — Думаю, всех потенциальных клиентов гипермаркетов волнует один немаловажный вопрос, не будут ли в них кусаться цены на продукты и предметы быта? – интересуюсь у Натальи Васильевны напоследок. — Надеюсь, что нет. Все мы хотим, чтобы покупки в этих центрах были доступны максимально большому количеству наших граждан.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter