Формула здоровья

"СБ" многократно обращалась к теме здорового образа жизни.
"СБ" многократно обращалась к теме здорового образа жизни. И это не случайно: постоянно на различных совещаниях, научных симпозиумах, пресс-конференциях представителей министерств здравоохранения, образования, спорта, обороны приходилось слышать просто обескураживающие цифры: уже в первом классе около половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, половина допризывников непригодна к службе в армии, две трети выпускников имеют ограничения в выборе профессий. Среди основных причин называются гиподинамия, интенсивные умственные и эмоциональные, на уровне стрессов, нагрузки. Генетики утверждают, что природа человека не изменилась, не изменились и требования к организму, который имеет великолепную приспосабливаемость. Изменились среда, условия жизни, воздействующие на эту природу, что привело к потере выработанных тысячелетиями связей организма с окружающей средой.

Нынче появилась масса пророков, всевидящих и всезнающих, псевдоученых, которые, грубо говоря, "вешают лапшу на уши", декларируют собственные чудодейственные средства по укреплению здоровья, вводя тем самым легковерных людей в заблуждение. Все это и послужило поводом к разговору с профессором БГУИР, кандидатом педагогических наук, заслуженным тренером республики, академиком Белорусской инженерной академии, лауреатом Государственной премии Владимиром Михайловичем КОЛОСОМ.

- В стране почти 70 лет основой нашего здоровья считался физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне". Было, помню, столько праздничных победных реляций, а на поверку - здоровье народа не только не улучшилось, но и ухудшилось.

- Комплекс ГТО появился в 30-е годы, когда стране нужны были физически крепкие люди, когда нужно было подготовить молодых людей к службе в армии, чтобы они могли метнуть гранату, перепрыгнуть через окоп, быстро перебежать из одного укрытия в другое и т.д. Теоретически комплекс был направлен на укрепление здоровья, а на практике сводился к сдаче нормативов. Были введены даже "золотой" и "серебряный" значки ГТО. Вот и вынуждены были учителя физкультуры готовить учеников к этой сдаче, т.е. к достижению спортивного результата. Для одних сдача нормативов была слишком легкой задачей, не побуждающей к совершенствованию физических качеств, для других, менее одаренных, - непосильной даже при полнейшей самоотдаче на уроке и также приводила к потере интереса к физической культуре. Я уже не говорю о разовых выходах на стадионы рабочих и служащих для выполнения норм. В итоге мы видим сегодняшние цифры - показатели здоровья.

Сложившаяся ситуация привела к убеждению, что существующая методология, ее принципы и подходы не решают проблему физического воспитания. Более того, физкультура оказалась единственной дисциплиной, в которой один и тот же учебный материал преподавался на протяжении всех лет обучения: от первого класса школы до окончания вуза.

- Появление компьютеров, новых методов исследования человека, вероятно, меняет привычные подходы, много лет не дающие результатов?

- Несомненно. Новые программы по физической культуре ориентируют преподавателей на тщательное изучение физической подготовленности учеников, их функциональных возможностей, учета данных медицинских осмотров. Появились понятия о закаливании, самоконтроле, нормах здорового образа жизни. Наконец-то стали различать то, что воспринималось как слова-синонимы, - "физическая культура", "спорт" и "здоровье". Понятно, что здоровье в первую очередь зависит от социального уровня, образа жизни и культуры населения, комплекса экономических, экологических и других факторов. Поэтому надеяться, что только средствами физического воспитания можно сделать всех здоровыми, было бы ошибкой. Самое главное - нужный результат достигается тогда, когда физические нагрузки соответствуют функциональному состоянию организма.

- Я знаю, что вами создан аппарат, который после подключения к компьютеру, а они есть почти во всех школах, значительно облегчает труд учителя по составлению планов уроков, выдает коллективные (для класса) и индивидуальные рекомендации по комплексам физических упражнений.

- Да, с помощью программистов и инженеров БГУИР мы такой прибор разработали, оснастили его соответствующими программами, провели апробацию среди студентов и школьников. Исходя из принципов кибернетики, мы разобрались в системе "учитель - ученик". Теперь педагог получает информацию о соответствии физического состояния учеников эталону для данного возраста и пола. На это уходят буквально считанные минуты. Далее учитель, с учетом динамики функционального состояния, дает рекомендации ученику на двигательную активность. Ответная реакция организма школьника анализируется и уже поступает к учителю в качестве обратной связи. К слову, в школьном возрасте биологическая потребность в двигательной активности должна удовлетворяться 4 - 5 раз в день - как прием пищи. Это значит, что день начинается с гигиенической гимнастики, 2 - 3 порции днем - двигательный отдых на уроках и между ними, столько же во второй половине дня. Понятно, что все задачи не решить только на уроках даже 3 - 4 раза в неделю.

Сейчас эта аппаратура используется в Брестской области, затем мы обобщим результаты. В дальнейшем, я надеюсь, с помощью заинтересованных министерств она получит прописку во всех школах республики. Я верю, что результаты данного подхода в деле оздоровления нации не заставят себя долго ждать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter