Эклектика объединяет города

Как вы думаете, что объединяет Рим, Варшаву, Санкт-Петербург и наш Минск? Что общего у этих городов, кроме их столичного статуса? Вопрос этот, думаю, стоило бы включить в игру "Как стать миллионером?".
Как вы думаете, что объединяет Рим, Варшаву, Санкт-Петербург и наш Минск? Что общего у этих городов, кроме их столичного статуса? Вопрос этот, думаю, стоило бы включить в игру "Как стать миллионером?". Потому что даже самый эрудированный человек поломает голову, прежде чем на него ответить. Именно с этого вопроса начал со мной беседу известный белорусский историк архитектуры, сотрудник Национальной академии наук Александр Лакотко.

Встреча с Александром Ивановичем была неслучайной. Повод - выход его новой книги "Архитектура европейских синагог". Вот тут и вы, подозреваю, начинаете догадываться, о чем речь. Да, именно так: вышеназванные города объединяют синагоги. Но не обычные, а так называемые хоральные синагоги, построенные в конце позапрошлого - в начале минувшего веков в очень популярном тогда стиле эклектики. В их архитектуре соединились два стиля - псевдовизантийский и мавританский, или восточнохристианский и арабский. На фоне текущих событий в мире это соединение кажется невероятным. Но более невероятно, что одно из этих зданий мы можем видеть и сегодня. Минская синагога уцелела: изменен только ее фасад, украшенный после войны новым портиком с колоннами. А там, где раньше молились минские евреи, сейчас, как известно, Национальный академический драматический театр имени М.Горького, бывший русский, а еще ранее - еврейский. Этой синагоге "повезло". Могли и вовсе взорвать, как сделали это "воинствующие безбожники" с другими сотнями памятников искусства.

Еще в начале ХХ века на территории Беларуси (в ее нынешних границах) было до 2 тысяч еврейских "бажнiц", как называл их "тутэйшы люд". Большинство из них не сохранились: строились из дерева - материала прочного, но невечного. Одни синагоги пошли под сараи во время коллективизации; уцелевшие в 30-е сгорели в 40-е в пламени жестокой войны. Многие синагоги были уничтожены после 1944 года: сначала очередной волной атеизма, а после - антисемитизма.

А начиналось все так. Первые синагоги в Беларуси появились, видимо, еще в раннем средневековье. Связано это было с приходом в Беларусь первых иудеев. Среди них были не только евреи, но и хазары, принявшие иудаизм, известные как караимы. После разгрома своей державы хазары расселились по Восточной Европе, приютила их и древняя Великолитва. Немного позднее, в XV веке, в Литовское государство из Германии, Чехии и Польши переселяются евреи-ашкенази. Наши князья и магнаты даруют им "прывiлеi", основываются первые кагалы в Гродно, Троках, Бресте. Из брестского кагала, как несколько лет назад стало известно, ведет свою родословную Карл Маркс.

Со времен древнего Рима существование людей велось по правилу: "homo homini lupus est", то есть "человек человеку - волк". Сначала угроза от крестоносцев и поляков с запада, потом нашествия крымских татар с юга, затем экспансия московцев - все это нарушало спокойствие в державе наших предков. Поэтому культовые здания того времени напоминают скорее крепости, чем храмы: с крепкими оборонительными башнями, толстыми стенами с подпорками-контрфорсами, специально оборудованными окнами для обстрела врага. Такие "мураванкi" выдержали не одну осаду. Непредсказуемая политика властей, непростые отношения с местными жителями, кроме всего, вынуждали и белорусских евреев думать об обороне. В это время в ряде белорусских городов рядом с церквами и костелами строятся и укрепленные синагоги - в Пинске, Несвиже, Новогрудке, Минске, Быхове, по всему краю. Зодчие, возводившие синагоги, потрудились на славу: здания выдержали всех и вся... кроме разрушительных нашествий ХХ века. Правда, несколько синагог сохранились и до нашего времени: ренессансные быховская, новогрудская (сейчас там склад), бароккальная слонимская (реставрируется), ружанская, гродненская (до недавнего времени - мастерская Союза художников), столинская, мирская. В известной во всем мире воложинской иешиве до недавнего времени была кулинария, в могилевской - административное учреждение, во многих до сих пор склады, а некоторые стоят вообще без крыш...

А.Лакотко больше всего жалеет о деревянных синагогах - шикарных многоярусных "бажнiцах" с богатым декором и убранством. Работая в архивах, Александр Иванович убедился, что еврейское деревянное зодчество Беларуси не только не уступало каменному, распространенному в Европе, но и в чем-то даже превосходило. Увидеть деревянные синагоги Беларуси ныне можно только в архивах и специальных публикациях (книга А.Лакотко, кстати, первое комплексное исследование европейских и белорусских синагог). Последняя деревянная синагога до начала 90-х сохранялась в деревне Бильдюги Шарковщинского района. Но в конце концов ее разобрали местные жители, а "материал", по словам А.Лакотко, пошел на церковь...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter