Дорога к общему рублю

Не успел Владимир Путин озвучить предложение о сокращении срока придания российскому рублю статуса единой валюты Союзного государства, тут же пошел вал информации, как водится, из заслуживающих доверия источников, о готовящемся растворении белорусской денежной системы в российской.
Не успел Владимир Путин озвучить предложение о сокращении срока придания российскому рублю статуса единой валюты Союзного государства, тут же пошел вал информации, как водится, из заслуживающих доверия источников, о готовящемся растворении белорусской денежной системы в российской. Апогеем подогревания страстей стало сообщение о том, что Нацбанку предложено стать территориальным управлением Центрального банка России со всеми вытекающими отсюда последствиями. Означающими, в сущности, лишение Нацбанка права проведения самостоятельной денежно-кредитной политики, а следовательно, читай дальше между строк, утрату Беларусью государственного суверенитета. Получается действительно горячо и бойко. Если не считать, что официальные предложения россиян сформулированы в несколько иной тональности.

Пакет документов в Нацбанке получили в пятницу. Поскольку на них стоит гриф "Для служебного пользования", специалисты главного банка страны рассказывают о содержании достаточно сдержанно. Но из главного тайны не делают: в проекте нет ничего общего с идеей превращения Нацбанка в одно из подразделений Центробанка России. По словам директора департамента внешнеэкономической деятельности Юрия Власкина, речь идет прежде всего о том, что Нацбанк остается в качестве центрального банка Беларуси и сохраняет статус юридического лица. Правда, некоторое усечение его полномочий предложения россиян все же предусматривают.

Узким местом предстоящего переговорного процесса видится предложение о том, что совершать все основные операции, например с ценными бумагами или иностранной валютой, Нацбанк сможет лишь с разрешения Центробанка России. Уже сейчас в главном банке страны говорят, что такая редакция соглашения абсолютно неприемлема. По большому счету, сегодня никто не против того, что действия двух банков должны быть полностью унифицированы и согласованы. Однако пойти на то, чтобы одной фразой в сущности подчинить Нацбанк Центробанку, вряд ли кто-то осмелится. Устранение этой двусмысленности и должно стать предметом переговоров.

Что касается самого механизма введения в качестве единой валюты российского рубля, то с технической точки зрения он не так уж и сложен. Россияне предлагают в заранее оговоренный срок обменять белорусские рубли на российские по фиксированному, соответствующему рыночному, курсу. Необходимую для этого наличность Центробанк предоставит Нацбанку в форме беспроцентного и бессрочного кредита, который подлежит возврату только в том случае, если Беларусь вновь введет собственную валюту. В дальнейшем Нацбанк будет приобретать наличные деньги за счет средств на корреспондентском счете в Центробанке.

О сроках перехода к российскому рублю как единой валюте пока однозначно ничего не говорится. Как известно, сегодня можно рассматривать три варианта. 2005 год, как и было оговорено в заключенном ранее соглашении; годом раньше, как предложил В.Путин; и хоть с 1 января 2003 года, как заявил Александр Лукашенко, если это будет безупречно подготовлено с технической точки зрения и не будет противоречить уже достигнутым договоренностям. В руководстве Нацбанка считают, что любая из этих дат реальна. Деятельность центральных банков двух стран достаточно интегрирована для того, чтобы за короткое время создать все необходимые условия для объединения финансовых систем. А вот готовность правительства может оказаться под вопросом. Одно из ключевых условий, которое ставят россияне, - это запрет Нацбанку предоставлять кредиты правительству и целевые - банкам. Белорусы планируют к этому прийти, но лишь в 2004 году, и сокращение сроков не может не повлечь за собой корректировки некоторых параметров бюджета. А это сделать уже не так просто.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter