Должник - профессия прибыльная

Директор РУП "Новополоцкнефтепродукт" Николай Мелешко судится.
Директор РУП "Новополоцкнефтепродукт" Николай Мелешко судится. С колхозами и совхозами, задолжавшими его предприятию 200 миллионов рублей еще с начала 2001 года. На то время это были хорошие деньги. Их, наверное, могло бы хватить на реконструкцию морально устаревшей автостоянки в Полоцке, построенной 36 лет назад.

Но случилась тяжелая и голодная для скота зима. И чтобы отощавшие коровы дожили до первой травы, витебские хозяйства возили на одолженной новополоцкой солярке солому из Бреста и Гродно. Правительство обещало учесть форс-мажорные обстоятельства и выделить под это дело централизованный кредит. Только лишних денег, как всегда, не нашлось. А нефтебаза осталась один на один с неплатежеспособными аграриями. Директор подождал-подождал от них денег, да и подал в хозяйственный суд.

Но пока высудил всего ничего - 38 миллионов рублей. Совхоз "Вороничи", например, банкрот. Его фермы взяли в аренду более жизнеспособные соседи. Все, что удалось найти судебным исполнителям для истца, - это "жигуленок", проданный в результате за копейки. В совхозе "Верхнедвинский" и этого не сумели отыскать в пустых ангарах. К тому же суд смог принять к рассмотрению лишь две трети исков - не хватает специалистов. "Но другого способа вернуть отданное взаймы в безнадежные хозяйства, - полагает Николай Мелешко, - просто не существует. Те, у кого есть хоть какая-то продукция, отдают ее по тройственным договорам Белорусскому нефтяному торговому дому".

По словам начальника отдела поставок концерна "Белнефтехим" Валерия Кабановича, подобная практика взыскания долгов нарабатывается, но столь же малоэффективна, как и все прочие способы нормализации расчетов села за потребляемое горючее. По его мнению, проблема вовсе не в 2 - 3 тоннах неоплаченной солярки. Стоимость нефтепродуктов на белорусском рынке завязана на цены российской нефти и выросла с начала года на треть. Кроме того, налоговая составляющая у нас больше, чем в России. А у сельхозпредприятий нет возможности адекватно удорожать свою продукцию. Эти ножницы и подрезают экономику села.

С таким выводом в принципе согласен и начальник инспекции Главгостехнадзора Минсельхозпрода Михаил Орешко, но он не сбрасывает со счетов и существующую бесхозяйственность. А посему целиком и полностью поддерживает цивилизованную практику расчетов. "Если два субъекта хозяйствования - колхоз и нефтебаза - не в силах договориться и разобраться в расчетах самостоятельно, то единственный путь - это суд".

В целом агропромышленный комплекс на конец августа задолжал предприятиям концерна "Белнефтехим" 24 миллиарда рублей. Из них новых долгов - 10 миллиардов. Остальные успешно перекочевали из прошлых лет. Хотя и нефтяной торговый дом продвигает на рынок масло, мясо, сыры и прочую сельскохозяйственную продукцию, а деньги перечисляет кредиторам. И нефтебазы объявляют бойкот неплательщикам, не отпуская горючее в долг.

Но, увы, по меньшей мере дважды в год во время посевной и уборочной нефтяники понимают, что не могут не дать топлива на посевную и уборочную, а сельские хозяйства в большинстве своем не представляют, когда товарный кредит оплатят. Хотя село у нас получает топливо по специальным низким ценам. По закону о бюджете на 2002 год, например, сумма "экономии" должна составить более 16 миллиардов рублей. Кроме того, под мощным лобби Минсельхозпрода подготовлен проект указа Президента о продаже селу 100 тысяч тонн дизтоплива без налога с продаж и акцизов и 30 тысяч тонн бензина с пониженной до 20 евро ставкой акциза.

Безусловно, сельхозпроизводство как стратегическая отрасль в любом государстве окружено особой любовью и опекой. Но ведомы ли хоть одной из стран, к примеру, подобного рода явления? Агентства недвижимости Минска ежегодно фиксируют всплеск спроса на квартиры иногородних граждан всякий раз после предоставления очередной преференции сельскому хозяйству. Говорят, под этой маркой чиновники, директора совхозов и колхозов пристраивают своих детей. Помимо всех предоставленных льгот и отсрочек, количество судебных исков к колхозам и совхозам нефтяников, энергетиков, химиков и т.д. в первой половине года приблизилось к полутора тысячам, что в полтора раза больше прошлогоднего. Не есть ли это повод серьезно задуматься, кому и как следует предоставлять преференции?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter