Что общего у Пушкина с Коласом?

В минской гимназии № 61 работают клубы, которых нет ни в одной школе республики.   Не хочется читать «Новую зямлю»? Примерьте лапти!

В минской гимназии № 61 работают клубы, которых нет ни в одной школе республики.

 

Не хочется читать «Новую зямлю»? Примерьте лапти!


Как шутят старшеклассники, чтобы понять, о чем идет речь в поэме Якуба Коласа «Новая зямля», нужно В минской гимназии № 61 работают клубы, которых нет ни в одной школе республики. фотопосадить рядом с собой бабушку, которая будет терпеливо объяснять, что такое «прыгуменне», «чапяла» и «апалонік». Неудивительно, что для многих это произведение навсегда остается белым пятном школьной программы – но только не для учеников Валентины Саханьковой, которая предложила свое решение этой проблемы. Она, учитель белорусского языка и литературы столичной гимназии № 61, превратила свой кабинет в «беларускую хатку», и теперь, когда на уроках заходит речь о жизни дореволюционной деревни, предлагает ребятам подержать в руках рогатый ухват или примерить настоящие лыковые лапти, которые за восемьдесят лет ничуть не рассохлись и лишь слегка потемнели.
Экспозицию этого мини-музея, благодаря которому Валентина Владимировна не один год поддерживает интерес молодежи к белорусской литературе, активно пополняют ребята из клуба «Краевед», основанного учителем трудового обучения (и, кстати, историком по образованию) Александром Николаевичем. Валентина Владимировна подхватила его инициативу, а чтобы рассказы об истории родного края не казались голословными, педагоги предпочитают проводить занятия вне школьных стен. Они отправляются вместе с ребятами то на родину Янки Купалы в Вязынку, то в Музей архитектуры и быта в Строчицы, то в деревню Станьково, в лесах которой в годы Великой Отечественной войны подорвал себя гранатой 15-летний Марат Казей. Интересно, что в «Краеведе» мирно сосуществуют и будущие выпускники, и младшие школьники – в этом, кстати, и заключается главное отличие клуба от обычного школьного кружка, который объединяет ребят одного возраста, что, безусловно, облегчает работу преподавателей. Кстати, неподдельный интерес гимназистов к истории родного края оценил и Мингорисполком, который в прошлом году выделил грант на развитие клуба.

 

От Джоконды до Аленушки


В минской гимназии № 61 работают клубы, которых нет ни в одной школе республики. фотоВ гимназическом Пушкинском клубе – между прочим, единственном в республике – тоже подобралась разношерстная, разновозрастная компания. И пока младшие школьники рисуют иллюстрации к любимым сказкам, старшеклассники пишут серьезные научные труды: к примеру, гимназистка Екатерина Петрикевич провела любопытное исследование, сравнив гражданскую лирику Александра Пушкина и Якуба Коласа, и нашла в их стихах немало общего.


Руководитель клуба, учитель русского языка и литературы Наталья Хилько стала «крестной матерью» не только для многих юных исследователей, но и для нескольких десятков молодых литераторов, которые именно ей доверили свои первые творения. Лучшие стихи и рассказы звучат на заседаниях поэтической гостиной и печатаются в гимназическом альманахе. Один из семи выпусков получился особенно необычным: Наталья Аркадьевна предложила ребятам написать стихотворение или зарисовку о героине своей любимой картины. Удивительно, но женские образы у всех оказались разными – от Джоконды до васнецовской Аленушки.


Кстати, в импровизированную поэтическую гостиную нередко заглядывают и известные писатели: перед ребятами выступала поэтесса Валентина Поликанина, знаменитый пушкинист Михаил Ткачев. А еще на творческих вечерах часто присутствует и… сам Пушкин! С его ролью отлично справляется одиннадцатиклассник Гебримариам Люсьен, который очень похож на поэта смуглой кожей и вьющимися волосами.

 

Вместо родительского собрания – родительский клуб?


В минской гимназии № 61 работают клубы, которых нет ни в одной школе республики. фотоКстати, мамы и папы гимназистов не только главные зрители любого мероприятия, но и самые что ни на есть полноправные участники. К примеру, каждую последнюю пятницу месяца руководитель интеллектуального клуба «Умка» Татьяна Матюшонок проводит в школьном кафе соревнования, в которых одновременно принимают участие 12-14 команд, в том числе сборные учителей и родителей. И нередко случается, что гимназисты в пух и прах разбивают и тех, и других. «Наверное, наш секрет в том, что мы постоянно тренируемся, в то время как родители «выезжают» исключительно на экспромтах», – рассуждает девятиклассник Алексей Ладутько, капитан команды «Дети коммунизма», которая в республиканском рейтинге школьных интеллектуальных команд занимает почетную восьмую строчку.
«У нас еще много задумок, – рассказывает заместитель директора по идеологической и воспитательной работе Татьяна Веретина. – Мы хотим создать гражданско-патриотический клуб с выходом на международное сотрудничество, и первые шаги в этом направлении уже сделаны: недавно гимназисты ездили в гости к своим польским сверстникам, а в мае мы будем принимать делегацию из Санкт-Петербурга. А еще мы надеемся, что в обозримом будущем у нас появится свой родительский клуб, на заседаниях которого мамы, папы и их чада смогут выпить чаю и откровенно побеседовать. Ребята расскажут о том, что их тревожит, а родители вспомнят, какими они были в молодости и как преодолевали возникающие трудности. Думаем, этот клуб поможет вернуть мир и понимание не в одну семью».


Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН», фото из архива гимназии № 61 г. Минска
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter