Черти из мутного омута

Побывать на Нарочи и не попробовать копченого угря удается разве что самым стойким к соблазнам людям.
Побывать на Нарочи и не попробовать копченого угря удается разве что самым стойким к соблазнам людям. Бойкая торговля деликатесной рыбкой идет начиная от автодорог на подъезде к курорту и заканчивая тамошними гостиницами и санаториями. То, что угорь - браконьерский, смущает немногих. Досадное обстоятельство компенсирует стоимость нелегального товара, которая на 3 - 5 тысяч ниже, чем на столичной "Комаровке".

Разгул браконьерства на белорусских водоемах достиг небывалых масштабов. За 7 месяцев сотрудники рыбоохраны выявили 13.760 нарушений правил рыболовства, что на 1.268 случаев больше, чем в прошлом году. Если тенденция сохранится, то через 5 - 10 лет в любимой рыбаками Припяти не останется даже какого-нибудь захудалого карасика, не говоря уже о лещах, судаках и щуках. Тем более что опустошаются наши реки и озера совсем уж по-варварски. За полгода у браконьеров изъято около 11 тысяч запрещенных орудий лова: сетей, неводов, бредней, подъемников, электроудочек. Последнее орудие убийства - особенно жестокое. Не только гибнет огромное количество рыбы, но и оставшаяся в живых теряет способность к воспроизводству. Это, так сказать, экологический аспект проблемы. Есть и экономический. По оценкам специалистов, ежегодный ущерб от браконьерства оценивается в 50 млн. рублей.

Самыми лакомыми для браконьеров местечками, по словам начальника отдела по предупреждению и пресечению браконьерства департамента охраны рыбных ресурсов и охотничьих видов животных Минприроды Георгия Карпиени, являются Витебская область (на территории которой сосредоточено 60 процентов белорусских водоемов), Вилейское водохранилище, а также сеть озер вокруг Березовской ГРЭС. Тут уже давно орудуют не браконьеры-одиночки, а организованные группировки, зачастую контролирующиеся криминальными элементами. Словом, процветает незаконный лов рыбы, поставленный на промышленную основу. Рыбинспекторам с их лимитом на горючее трудно противостоять современным плавсредствам и мощному автотранспорту из арсенала вооруженных браконьеров. Да и самих стражей водоемов всего-то 175 человек на страну, тогда как браконьеров - тысячи.

Лет 10 назад у сотрудников рыбоохраны были хорошие помощники - общественные инспекторы, привлекаемые из числа любителей природы по рекомендациям предприятий, организаций, вузов. Они имели право составлять протоколы на нарушителей и даже зарабатывали деньги, получая определенный процент от наложенного штрафа. Однако с внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях общественники оказались не у дел.

Напрасные надежды возлагались и на арендаторов водоемов. Новые хозяева порой не только не могут оградить свои владения от незаконного лова рыбы, но и сами этим занимаются. Вот сухие цифры: из 22 тысяч нарушений, регистрируемых на реках и озерах ежегодно, 70 процентов приходится на арендуемые водоемы. При этом промысловый вылов рыбы на них ничтожен - всего 430 тонн за полгода. Хотя, как утверждают ихтиологи, рыбные ресурсы наших рек и озер составляют 45 тысяч тонн. Треть этого богатства можно изымать из водоемов безболезненно. В том, что рыба так или иначе попадает на стол, сомнений нет. Другое дело, что доходы от этого получает, увы, не государство. И, что самое печальное, суды нередко на стороне браконьеров. Уплатив смехотворный штраф, сумма которого окупается одним выездом на озеро, браконьер получает свои орудия лова обратно и может отправляться за новой добычей прямо из зала суда. Откуда такая лояльность у районных судей? Просто браконьерством нередко занимаются "сильные мира сего" - районные начальники, их родственники и знакомые. Сотрудники рыбоохраны не припомнят, чтобы кто-нибудь из злостных нарушителей хоть раз оказался за решеткой.

Недавно проблема браконьерства попала в поле зрения Президента, потребовавшего навести порядок в природоохранной деятельности. Постепенно ситуация начинает выправляться. В июле правительственным постановлением ограничена продажа рыболовных сетей и сетематериалов. Отныне приобрести этот товар можно только предъявив лицензию на промысловый лов рыбы. Органам рыбоохраны поручена работа по пресечению несанкционированной торговли рыбой вдоль автодорог. К охране водоемов вновь планируется привлечь общественных инспекторов. Идет речь об увеличении штрафа за незаконный лов рыбы. Однако победить браконьерство одними запретительными мерами вряд ли удастся. Не секрет, что на крупных реках, богатых рыбой, браконьерствуют целыми деревнями. Для крестьянина, месяцами не получающего зарплату, это хоть какой-то шанс прокормить семью. Думается, что проблема все же требует комплексного подхода, включающего не только ужесточение законодательства, но и повышение материального благосостояния жителей страны наряду с их экологическим воспитанием. Иначе наши потомки даже не узнают, что реки и озера бывают богаты рыбой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter