Бизнесмен с первой парты.

Могут ли уроки по предпринимательству приносить старшеклассникам не только знания, но и деньги?

Могут ли уроки по предпринимательству приносить старшеклассникам не только знания, но и деньги?

Факультативы по основам предпринимательства в некоторых школах Минской области стали стимулом для появления так называемых школьных компаний. И хотя такие учебные предприятия уже выдают продукцию, будущее у них пока туманно. Какие условия нужно создать, чтобы школьные компании в Беларуси стали массовым явлением, приносили старшеклассникам опыт и карманные деньги, а для страны готовили молодых предпринимателей?

Занятия с прибылью

— Настоящий бизнес — это когда можешь произвести, реализовать товар лучше  других при максимальной пользе для  себя,  партнеров, — считает  десятиклассник Владимир Уфимцев. — Как и инженер, бизнесмен — профессия. Причем не простая, а требующая определенных знаний в экономике, психологии, юриспруденции. Потому и готовиться к ней нужно основательно, со школьной скамьи.

Чтобы добиться успеха в бизнесе, Владимир в будущем собирается получить экономическое и юридическое образование. А пока осваивает азы предпринимательства в роли руководителя учебной компании в гимназии № 1 Солигорска.

Гимназисты и раньше на уроках труда мастерили всевозможные поделки. Одни — для души, другие — для оценки в журнале. Когда же в начале нынешнего года решили полученные знания по предпринимательству опробовать на практике, около двадцати старшеклассников объединились в учебную компанию, энтузиазма явно прибавилось. Преподаватель труда Валентин Нос отмечает,  что ребята предлагают интересные изделия — всевозможные брелочки, прихватки для посуды, лопаточки для кухни, “фенечки”. Кроме того, взялись делать сувениры из розового сильвинита, добытого под землей в шахтах “Беларускалия”.

За несколько месяцев смогли заработать около 850 тысяч рублей, собираются выполнить заказы еще на 1,2 миллиона рублей. По итогам учебного года, как планируется, участники школьной компании получат солидное материальное вознаграждение.

Работа “понарошку”

— Мы разместили рекламу на школьном сайте, в школьных коридорах, и теперь продукция наша не залеживается, поступают заказы и от родителей, — рассказывает старшеклассница Валерия Прокопович, которую звучно называют менеджером по маркетингу и продажам.

— Уже второй год наша гимназия является одной из площадок реализации республиканского инновационного проекта “Внедрение программы подготовки учащихся к выбору профессии через систему профессиональных проб”, — рассказывает директор гимназии Анна Ермалинская. — Опытные педагоги предоставляют старшеклассникам возможность на время стать учителем,  экологом, журналистом, социальным работником, дизайнером, политологом, всего попробовать девятнадцать профессий. Одно из направлений — основы предпринимательства и  бизнеса.

Приравняют ли учеников к ремесленникам?

— Что такое школьная компания и на каких условиях она может работать, в отечественном законодательстве не прописано, — объясняет директор учебно-практического центра инкубатора малого предпринимательства “МАПЗАО” Марина Найдович. — Например, непонятно, как принимать на работу старшеклассников, как получать и распределять выручку.

По ее словам, в России нашли выход. Там школьную компанию “подогнали” под стандарты деятельности акционерных обществ. Школьная компания регистрируется на год, выпускает собственные “акции” и тем самым привлекает средства для развития.

В Беларуси же, по мнению Марины Найдович, можно было бы пойти по более простому пути — предложить школьным компаниям упрощенные условия работы и никакой сложной бухгалтерии.

Разведка боем

— С азами бизнеса нужно знакомиться еще в школьные годы, — поддерживает инициативу заместитель директора департамента по предпринимательству Министерства экономики Петр Арушаньянц.

Такие учебные предприятия, считает он, действительно могут принести старшеклассникам практические навыки ведения собственного дела, стать стимулом для повышения предпринимательской активности.
Однако в настоящее время, пока школьные компании де-юре не прописаны.

Между тем учебная компания — это еще и своеобразная “разведка боем”. У старшеклассников есть возможность проверить свою склонность к бизнесу. Например, Данил Масюк из солигорской гимназии видит себя только врачом, но считает, что опыт школьного предпринимательства пригодится в жизни. Валерии Прокопович все больше нравится работать с людьми,  раскрывать преимущества продукции, девушка не против заняться этим и в будущем. А вот Владимир Уфимцев, “директор” учебной компании, уже твердо решил стать бизнесменом, причем непременно преуспевающим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter