Бедный, бедный Дон Кихот

Считается, что успех в театре - самый верный критерий.
Считается, что успех в театре - самый верный критерий. Возможно. Хотя мне доводилось видеть спектакли, на которых всегда был аншлаг, но мне они не нравились.

Я, конечно, не приравниваю свой вкус к эталону, но все же считаю, что и опытного зрителя можно заморочить рекламой. Правда, обман быстро раскрывается. Потому что спектакль, как однажды выразился Константин Райкин, - особый вид искусства, который "умирает" каждую секунду. Его нужно постоянно восстанавливать и возрождать. Нет ни будущего, ни прошедшего времени. Он соткан из множества "сейчас". И крепко удержать в руках успех, если он надуман, невозможно.

Спектакль "С приветом, Дон Кихот!" театрального проекта "Виртуозы сцены" задумывался гвоздем сезона. Приглашенный из Москвы режиссер с мировым именем - Иосиф Райхельгауз, престижная площадка - Малый зал Дворца Республики, и, наконец, звездный состав - Эвелина Сакуро, Олег Акулич, Владимир Ушаков, Александр Ткаченок, Анатолий Голуб. Со стороны казалось, успех просто запрограммирован. Однако выяснилось, что одни только имена хорошего спектакля не делают. Это мне стало ясно в воскресенье на очередном представлении "Дон Кихота". Начну с того, что зал был заполнен лишь на треть. И это вовсе не практика для "Виртуозов сцены". Второе обстоятельство, которое сразу кольнуло, - длина первого действия. История, разумеется, знает примеры и шестичасовых спектаклей. И всегда хочется надеяться на лучшее. Но должна предупредить: если вам не посчастливилось сесть рядом с выходом, вам придется ерзать в кресле около двух часов. Не могу утверждать, какое именно отношение к настоящей постановке имел Иосиф Райхельгауз, но действие на сцене Дворца Республики подчерк мастера, который нам уже знаком по дважды приезжавшей "Чайке", не выдавало. Просто диву даешься - неужто маститый режиссер может позволить себе выстроить спектакль таким образом, что зритель начинает испытывать какой-то интерес к происходящему через час после начала? На сцену выходят замечательные артисты. И магии не происходит. И невольно гадаешь про себя: почему звезды сцены не зажигают огня? Не то им платят совсем мало, не то просто день энергетически неудачен? Действие балансирует на грани зримого радиоспектакля и, простите, какой-то самодеятельности. Уютные кресла Дворца Республики располагают к полной релаксации, но уснуть вам все же не удастся. В спектакле громко поют и играют на музыкальных инструментах. Впрочем, должна признаться, что эта часть постановки наиболее интересная. Поют действительно неплохо. Тексты музыкальных номеров достаточно смешные, и вообще это сильно похоже на пародийный мюзикл. Уверена, начнись спектакль с музыкальной части, его судьба складывалась бы более успешно. Во втором отделении следуют балет и клоунада. И все это призвано повествовать о житии Дон Кихота и его верных друзей. Однако при упоминании вышеуказанных имен создателей спектакля как-то поневоле рассчитываешь на глубокие драматические традиции, на интеллектуальный поиск, на философские открытия. А вместо этого подвергаешься некоей пытке в жанре буффонады. Но мне, честно говоря, не до смеха. Как профессиональная театральная крыса не могу простить актерам ремесленничества, продюсеру - бедного театра, а режиссеру - затянутого действия. Потому что понимаю, все люди - люди. Но вот чего не пойму никогда, так это бранных слов со сцены. Поморщусь, если в их употреблении есть намек на оправданность. Но когда известный актер ругается ради дешевого эффекта, хочется немедленно встать и уйти. Театр, как мне до сих пор представляется, это единственное место, которое в наше время должно гарантированно защищать зрителя от грубости и безвкусицы. Часть зрителей смеется над пошлостью. Большая часть покидает зал в антракте. Жаль. Жаль, что благородная идея так и осталась витать в воздухе. Впрочем, каждый художник имеет право на ошибку.

Разочарованная спектаклем
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter