Барьер взят. Планку долой?

Студенты часто шутят: в наши вузы поступить трудно, зато учиться легко.
Студенты часто шутят: в наши вузы поступить трудно, зато учиться легко. Хотя во всем цивилизованном мире наоборот.

И в самом деле, чтобы стать обладателем студенческого билета, нужно сдать вступительные испытания как минимум на "4" и "5". А для получения диплома достаточно за время учебы не скатиться ниже "троечки". В нашем сознании еще как-то не укоренилась мысль о том, что успех и богатство - плод работы ума, а не результат стечения обстоятельств. Ну, действительно, какая, по большому счету, выпускнику разница, приличные у него оценки в приложении к диплому или так себе? Обычно работодатель в эту бумажку не заглядывает...

Нынче высшая школа переходит на двухступенчатую систему образования: через 4 года учебы ты - бакалавр, через 6 - магистр. Промежуточная ступень - специалист - потихоньку отмирает. Однако за рубежом, в частности в США, надбавка к зарплате магистра составляет 30 процентов, у наших студентов нет аналогичного стимула "сушить мозги" 6 лет, если, конечно, молодой человек не мечтает о карьере ученого. Зачастую абитуриенты с азартом штурмуют экзаменационные бастионы, предвкушая лишь сладкий миг обладания заветной "корочкой", но никак не знаниями. Об этом весьма красноречиво свидетельствует тот факт, что многие выпускники школ, воспользовавшиеся возможностью поступать одновременно в два вуза, подают документы на абсолютно разные специальности.

С одной стороны, в обществе давно муссируется тема массовости высшего образования, то есть его масштабности и доступности. С другой - нам всем хорошо известна одна простая истина: массовость лишена индивидуальности. Нынче же на рынке труда ценится прежде всего нестандартность мышления, которое можно развить лишь благодаря индивидуальному подходу к каждому студенту. Подобные проекты, как правило, дороги и большинству государственных вузов, увы, не по карману.

Из года в год аккурат накануне вступительной кампании возникает вопрос: "А зачем нам такое количество вступительных льгот и нужен ли целевой набор?" Ни для кого не секрет, что основной процент тех же "целевиков" - "чьи-то" дети. Многие из них к родным пенатам не возвращаются, оседая в столице. Формально существует положение, по которому "невозвращенец" обязан возместить государству стоимость обучения. Но о такого рода прецедентах никто пока не слышал. Как, впрочем, неизвестны и факты "карательных" мер по отношению к выпускникам, игнорирующим распределение. Что ж, зато есть тема для горячих дискуссий...

Раздельный конкурс для горожан и сельчан также воспринимается неоднозначно. С тем, что уровни подготовки гимназиста и выпускника сельской школы несовместимы, не поспоришь. Но учатся-то в вузе все вместе. И, как рассказывают знакомые студенты, на лекциях порой просто неинтересно: преподаватель растолковывает одним то, что другими давно уже усвоено.

Итоги абитуриентской кампании-2002 показали, насколько велик разрыв между качеством школьных знаний и вузовскими требованиями: 15 процентов всех абитуриентов поучили за свои знания на вступительных экзаменах оценку "неудовлетворительно". Из более чем 12 тысяч медалистов студентами дневных отделений стали лишь около четверти. Подготовиться к вступительным испытаниям без репетитора порой не в состоянии даже гимназисты и лицеисты: только четверть из подавших заявления 11.487 выпускников лицеев и гимназий стали первокурсниками. Что уж говорить про учеников обычных общеобразовательных школ...

Специалисты полагают, что решить эту проблему можно только с помощью централизованного тестирования, которое постоянно набирает размах: в прошлом году было сдано 30.000 тестов, в этом - уже 60.000. Но пока белорусские тесты разработаны лишь по математике, физике, химии, белорусскому и русскому языкам. В то время как вступительных дисциплин куда больше. Так что массовый прием в вузы на основании результатов тестирования возможен не раньше чем через года 3 - 4.

Что сказать о нашумевшем положении про кредитование высшего образования? Оно вновь отправлено на доработку. Механизм предоставления кредитов перекраивался уже более 10 раз. И когда, наконец, будет готов окончательный вариант, нынче сказать никто не берется. Известно только, что, скорее всего, кредиты будут выдаваться студентам платных отделений, причем независимо от формы собственности вуза. А пока, господа будущие бакалавры и магистры, рассчитывайте на собственные финансовые возможности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter