Источник: Знамя юности
Знамя юности

Починить, чтобы разбить. Как в Островце развивают одно из самых зрелищных направлений автоспорта – автобои

«Зверь» снова рвется в бой

Между куклой и машинкой трехлетняя Вероника всегда выберет последнее: она может подолгу наблюдать, как крутятся игрушечные колеса, как со звонким щелчком открывается и закрывается крошечный капот. «Папина дочка», – умиляется 31-летний житель Островца Сергей Букель, который работает водителем на БелАЭС, а недавно стал победителем первых региональных соревнований «Автобои на выживание».

Апгрейд за 100 часов

Когда Сергею было семь, отец впервые уступил ему место за рулем, и уже спустя пару тренировок школьник уверенно трогался с места, разворачивался, давал задний ход:

– Глухую проселочную дорогу в районе нынешнего агрогородка Мали, где проходили наши занятия, помню до сих пор: каждый поворот, ухаб, яму.



Совершеннолетие парень отметил получением прав и к 31 году собрал целую коллекцию водительских категорий, за исключением D, которая дает право управлять автобусом. Но просто доставлять пассажиров и грузы из точки А в точку B – скучновато, и Сергей решил попробовать себя в новом направлении – автобоях. Так в его личном автопарке по­явился «Зверь» – 53-летняя «Волга ГАЗ-21», которую бывшие владельцы планировали сдать в металлолом. Машина оказалась пустой, как бочка: внутри не было ничего, даже двигателя. Чтобы поставить «Волгу» на колеса, понадобились 1000 руб­лей и полтора месяца работы в гараже:

– Колеса у нее – от «УАЗа», а водительское сиденье – от «Мерседеса»: оно самое комфортное и бережет спину при толчках и резких маневрах. 

Каждый раз, приступая к ремонту, Сергей устанавливал таймер и в итоге подсчитал, что на полный апгрейд машины ушло 100 часов – четверо суток непрерывной работы:

– И это притом что трудился я не один. У нас собралась замечательная команда единомышленников – в основном мои друзья детства и одноклассники по островецкой средней школе № 2. Альфред Юруш, известный в районе кузнец, по­могал со сваркой. Профессиональный спасатель Григорий Корней с братом-близнецом Борисом зачищали швы. А художник-граффитист Денис Ходас расписал авто баллончиками, изобразив далекие галактики и падающие астероиды.

Машина для автобоев выглядит совсем не так, как ее мирные «коллеги». Внутри по всему периметру устанавливается металлический каркас, усиливающий прочность корпуса, а радиатор переносится в салон, чтобы во время боя противник не пробил его и не вывел авто из строя. Из соображений безопаснос­ти стекла вынимаются, все кресла, кроме водительского, – тоже. А двери и капот завариваются наглухо, так что пилотам приходится проникать в салон через лобовое окно. 

После всех «пластических операций» машина выглядит весьма экзотично, и как только она появляется в любом публичном месте, к ней сразу выстраивается очередь из желающих сфотографироваться. Сергей вспоминает:

– Один прохожий, узнав, что «Волга» предназначена для автобоев, все сокрушался: «Ты ж ее, наверное, год делал, а разобьешь за 15 минут. Неужели не жаль?» Но ведь боксер, который выходит на ринг, тоже знает, что ему могут поставить синяк, и это его не останавливает.

Посмотреть на автобои пришло более 2000 человек

Можно все!

Занявшись апгрейдом ма­шины, Сергей еще не опре­делился, на какие соревнования будет заявляться. В нашей стране автобои проходят нечасто, самые известные – в Гродно, Барановичах и под Минском, на Линии Сталина. Поэтому хозяин «Зверя» оказался приятно удивлен, узнав, что подобные состязания проведут в его родном Островецком районе, около деревни Трайги. Организаторами выступили такие же, как и он, любители автоспорта, а представители власти поддержали. В итоге в день икс посмотреть на диковинное зрелище собрались больше 2000 человек. 

На региональные соревнования «Автобои на выживание» заявились 12 машин из Островца, Щучина, Сморгони, Ошмян, Заславля. Доехали, правда, всего девять. Правила несложные: побеждает тот, кто уезжает с площадки на своем ходу, предварительно выведя из строя всех соперников. Запретов практически нет: единственный и главный – не бить в водительскую дверь, чтобы не травмировать другого пилота, объясняет правила Сергей: 

– Когда ты всю жизнь старался водить машину максимально аккуратно, перестроиться непросто. Но в день соревнований я смог себя запрограммировать на то, что сегодня можно все. 

Владелец «Зверя» очень переживал, что в самый ответственный момент заглохнет двигатель:

– По правилам автобоев, если машина встала, команде дается два раза по пять минут, чтобы привести ее в чувство. Но «Зверь» оказался крепким, и нам такая возможность не пригодилась. 

На соревнованиях Сергей, за которого приехали болеть вся семья и целый автобус коллег с БелАЭС, занял первое место, легко обойдя конкурентов. Команда получила кубок и главный приз – 400 рублей, которые до сих пор остались нетронутыми: в ближайшее время победители передадут всю сумму одному из детских домов семейного типа.

Если машина встала, команде дается два раза по пять минут, чтобы привести ее в чувство

Сергей надеется, что в следующем году соревнования будут проводиться снова:

– Правда, хочется площадку побольше. А то нынешняя – 34 x 34 метра – маловата для разворотов. А вообще «Автобои на выживание» могли бы стать одним из брендов Островца. 

«Зверь» вышел из драки чуть помятым, с погнутым крылом. К 24 августа он уже должен быть в строю: Сергей и его команда подали заявку на ежегодную «Битву машин», которая проходит на Линии Сталина:

– Опытные пилоты говорят, что «Волги ГАЗ-21» хватает на три выезда. Один уже был, так что осталось еще две попытки. Но даже когда машина придет в негодность, сдать ее в металлолом не поднимется рука – слишком много с ней связано.

КОМПЕТЕНТНО

Михаил Турубаров, организатор соревнований «Автобои на выживание», студент БНТУ:



– Автобоями занимаюсь пятый год, участвовал во многих состязаниях, а некоторые из них – например, «Битву машин» на Линии Сталина – даже выигрывал. В этом году решил провести подобные соревнования на своей малой родине – в Островце. Руководство города поддержало идею: согласовать проведение автобоев с госслужбами (а организаторы должны заранее получить разрешение МВД, МЧС, договориться о дежурстве со скорой помощью) удалось настолько быстро, насколько это вообще возможно. Конечно, были опасения, что никто не придет, но волновался я зря – на площадке возле деревни Трайги собралось около 2000 человек. Надеюсь, в следующем году – а мы планируем сделать автобои ежегодными – зрителей будет еще больше.

krupenk@sb.by 

Фото Ивана ДЯТЛОВИЧА, autogrodno.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter