Апгрейд за 100 часов
Когда Сергею было семь, отец впервые уступил ему место за рулем, и уже спустя пару тренировок школьник уверенно трогался с места, разворачивался, давал задний ход:
– Глухую проселочную дорогу в районе нынешнего агрогородка Мали, где проходили наши занятия, помню до сих пор: каждый поворот, ухаб, яму.
Совершеннолетие парень отметил получением прав и к 31 году собрал целую коллекцию водительских категорий, за исключением D, которая дает право управлять автобусом. Но просто доставлять пассажиров и грузы из точки А в точку B – скучновато, и Сергей решил попробовать себя в новом направлении – автобоях. Так в его личном автопарке появился «Зверь» – 53-летняя «Волга ГАЗ-21», которую бывшие владельцы планировали сдать в металлолом. Машина оказалась пустой, как бочка: внутри не было ничего, даже двигателя. Чтобы поставить «Волгу» на колеса, понадобились 1000 рублей и полтора месяца работы в гараже:
– Колеса у нее – от «УАЗа», а водительское сиденье – от «Мерседеса»: оно самое комфортное и бережет спину при толчках и резких маневрах.
Каждый раз, приступая к ремонту, Сергей устанавливал таймер и в итоге подсчитал, что на полный апгрейд машины ушло 100 часов – четверо суток непрерывной работы:
– И это притом что трудился я не один. У нас собралась замечательная команда единомышленников – в основном мои друзья детства и одноклассники по островецкой средней школе № 2. Альфред Юруш, известный в районе кузнец, помогал со сваркой. Профессиональный спасатель Григорий Корней с братом-близнецом Борисом зачищали швы. А художник-граффитист Денис Ходас расписал авто баллончиками, изобразив далекие галактики и падающие астероиды.
Машина для автобоев выглядит совсем не так, как ее мирные «коллеги». Внутри по всему периметру устанавливается металлический каркас, усиливающий прочность корпуса, а радиатор переносится в салон, чтобы во время боя противник не пробил его и не вывел авто из строя. Из соображений безопасности стекла вынимаются, все кресла, кроме водительского, – тоже. А двери и капот завариваются наглухо, так что пилотам приходится проникать в салон через лобовое окно.
После всех «пластических операций» машина выглядит весьма экзотично, и как только она появляется в любом публичном месте, к ней сразу выстраивается очередь из желающих сфотографироваться. Сергей вспоминает:
– Один прохожий, узнав, что «Волга» предназначена для автобоев, все сокрушался: «Ты ж ее, наверное, год делал, а разобьешь за 15 минут. Неужели не жаль?» Но ведь боксер, который выходит на ринг, тоже знает, что ему могут поставить синяк, и это его не останавливает.
Посмотреть на автобои пришло более 2000 человек
Можно все!
Занявшись апгрейдом машины, Сергей еще не определился, на какие соревнования будет заявляться. В нашей стране автобои проходят нечасто, самые известные – в Гродно, Барановичах и под Минском, на Линии Сталина. Поэтому хозяин «Зверя» оказался приятно удивлен, узнав, что подобные состязания проведут в его родном Островецком районе, около деревни Трайги. Организаторами выступили такие же, как и он, любители автоспорта, а представители власти поддержали. В итоге в день икс посмотреть на диковинное зрелище собрались больше 2000 человек.На региональные соревнования «Автобои на выживание» заявились 12 машин из Островца, Щучина, Сморгони, Ошмян, Заславля. Доехали, правда, всего девять. Правила несложные: побеждает тот, кто уезжает с площадки на своем ходу, предварительно выведя из строя всех соперников. Запретов практически нет: единственный и главный – не бить в водительскую дверь, чтобы не травмировать другого пилота, объясняет правила Сергей:
– Когда ты всю жизнь старался водить машину максимально аккуратно, перестроиться непросто. Но в день соревнований я смог себя запрограммировать на то, что сегодня можно все.
Владелец «Зверя» очень переживал, что в самый ответственный момент заглохнет двигатель:
– По правилам автобоев, если машина встала, команде дается два раза по пять минут, чтобы привести ее в чувство. Но «Зверь» оказался крепким, и нам такая возможность не пригодилась.
На соревнованиях Сергей, за которого приехали болеть вся семья и целый автобус коллег с БелАЭС, занял первое место, легко обойдя конкурентов. Команда получила кубок и главный приз – 400 рублей, которые до сих пор остались нетронутыми: в ближайшее время победители передадут всю сумму одному из детских домов семейного типа.
Если машина встала, команде дается два раза по пять минут, чтобы привести ее в чувство
Сергей надеется, что в следующем году соревнования будут проводиться снова:
– Правда, хочется площадку побольше. А то нынешняя – 34 x 34 метра – маловата для разворотов. А вообще «Автобои на выживание» могли бы стать одним из брендов Островца.
«Зверь» вышел из драки чуть помятым, с погнутым крылом. К 24 августа он уже должен быть в строю: Сергей и его команда подали заявку на ежегодную «Битву машин», которая проходит на Линии Сталина:
– Опытные пилоты говорят, что «Волги ГАЗ-21» хватает на три выезда. Один уже был, так что осталось еще две попытки. Но даже когда машина придет в негодность, сдать ее в металлолом не поднимется рука – слишком много с ней связано.
КОМПЕТЕНТНО
Михаил Турубаров, организатор соревнований «Автобои на выживание», студент БНТУ:
– Автобоями занимаюсь пятый год, участвовал во многих состязаниях, а некоторые из них – например, «Битву машин» на Линии Сталина – даже выигрывал. В этом году решил провести подобные соревнования на своей малой родине – в Островце. Руководство города поддержало идею: согласовать проведение автобоев с госслужбами (а организаторы должны заранее получить разрешение МВД, МЧС, договориться о дежурстве со скорой помощью) удалось настолько быстро, насколько это вообще возможно. Конечно, были опасения, что никто не придет, но волновался я зря – на площадке возле деревни Трайги собралось около 2000 человек. Надеюсь, в следующем году – а мы планируем сделать автобои ежегодными – зрителей будет еще больше.
krupenk@sb.by
Фото Ивана ДЯТЛОВИЧА, autogrodno.by