Зри в кишечник!

В последние десятилетия хронические заболевания дыхательных путей стали всеобщим бичом. Причина всех этих болезней и у взрослых, и у детей – ослабление противомикробной защиты слизистой оболочки дыхательных путей.

Ведь мы ежедневно пропускаем через себя огромное количество воздуха вместе с выхлопными газами, пылью, дымом, различными бактериями и вирусами. И если защитная система дает сбой, то тут рукой подать до хронического ринита или гайморита, тонзиллита или бронхита, а то и аллергического ринита, бронхиальной астмы.

Вызвать хронические заболевания дыхательных путей может даже неправильное питание. Еще в конце ХVIII века немецкие врачи-гомеопаты утверждали: хотите найти причину хронического гайморита или бронхита – ищите ее в кишечнике. Научно доказано это наблюдение было только две сотни лет спустя, когда стали изучать миграцию лимфоцитов – клеток, несущих на себе основной груз ответственности за иммунитет слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Оказалось, прежде чем приступить к своим обязанностям, эти клетки проходят «курс обучения» либо в лимфатических структурах самого кишечника, либо в так называемых мезентериальных лимфатических узлах, соответствующих кишечнику.

Знаете ли вы, что 78 процентов микрофлоры человека обитает в кишечнике и глотке? В кишечнике здорового человека – до 500 видов микроорганизмов, которые обеспечивают клеткам полноценное иммунологическое «образование» для их эффективной работы на слизистых оболочках различных органов. Если микрофлора более скудная, то лимфоциты оказываются «недоученными» со всеми, как говорится, вытекающими последствиями. Вообще, состав кишечной микрофлоры стабилен на протяжении всей жизни и индивидуален, как отпечатки пальцев. Простой и понятный вывод: хочешь защитить от инфекции организм – заботься о кишечной микрофлоре.

Что значит заботиться о микрофлоре? В первую очередь ее надо хорошо «кормить». При недостатке питательных веществ интенсивность размножения по-лезных микроорганизмов резко падает – и свободную вакансию занимают другие – условно патогенные. Прибавьте сюда частое употребление антибактери-альных препаратов, которые тоже уничтожают нормальную микрофлору. В конечном итоге даже обычная простуда имеет все шансы перерасти в хроническую патологию.

Что делать? Налегать на обогащенные продукты, например, на бифидокефир? Хотя это не изменит картину. Более реально – подстегнуть размножение тех полезных микробов, которые имеются в кишечнике. Эту возможность дают пробиотики – вещества, которые входят в состав пищи, но не перевариваются в желудочно-кишечном тракте. К ним относятся лактулоза, олигосахариды, инулин и пищевые волокна – как раз то, что необходимо для кишечной микрофлоры.

Лактулоза. Образуется в коровьем молоке, нагретом до температуры, близкой к температуре кипения (топленое молоко). Она служит субстратом, на котором размножаются полезные кишечные бактерии (бифидобактерии и лактобактерии).

Олигосахариды составляют важную фракцию грудного молока и предназначены для формирования нормальной кишечной микрофлоры у ребенка. Примеча-тельно, что в коровьем молоке они полностью отсутствуют. Зато присутствуют в козьем. И этим обстоятельством объясняется его иммуностимулирующие свойства.

Инулин в большом количестве присутствует в артишоках, корнях одуванчика, цикория и девясила, в клубнях топинамбура. Это один из лучших стимуляторов роста бифидобактерий и лактобактерий кишечника. Эксперты полагают, что ежедневное потребление инулина или подобных ему веществ (фруктанов) должно составлять от 9 до 30 граммов.

Пищевые волокна содержат преимущественно целлюлозу и гемицеллюлозу. Среднее их количество содержится в моркови, сладком перце, петрушке (корень и зелень), редьке, репе, тыкве, дыне, черносливе, фасоли, перловой, гречневой и овсяной крупах. Много их в чесноке, клюкве, красной и черной смородине, ежевике. И очень много – в укропе, кураге, клубнике, малине, овсяной муке, пшеничных отрубях и сушеных плодах шиповника.

Александр БИЗУНКОВ, кандидат медицинских наук Витебский медуниверситет

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?