Знай меру!

Пинчанин Владимир Бровко собрал коллекцию гирь и весов
Конечно, в отличие от шолоховского деда Щукаря я знаю, что означает слово «бордюр». Вот с астролябией было сложнее. Смутно что–то там себе представляла, а воочию этот прибор увидела лишь недавно — в Пинске. Астролябия (на смену ей сейчас пришли нивелиры да теодолиты) венчает собой частную коллекцию весов, безменов, гирь и других приборов и приспособлений для измерения чего–либо, которую уже более 30 лет собирает начальник отдела сертификационных и экологических измерений Владимир Бровко. Хобби его напрямую связано с профессией, и на работе коллекционера, в Пинском центре стандартизации, метрологии и сертификации, комнату со стендами, заполненными удивительными экспонатами, гордо величают музеем. Что ж, возможно, от истины коллеги собирателя недалеко? Почему бы и нет?! Разве это такая уж редкость, когда хороший, значительный музей начинался именно с частной коллекции?

Кованое чудо

Больше всего в коллекции Владимира Петровича меня поразил безмен. Выкованный вручную пружинный прибор выглядит на удивление изящно и хрупко. Примерное время его «рождения» — конец XVIII — начало XIX века. На шкале пружины с одной стороны — отметки в пудах, с другой — в фунтах... Вряд ли подобным прибором пользовались в простом крестьянском доме, владельцем его, скорее всего, был купец–лавочник. Купцу принадлежал и другой безмен, на котором стоит именное клеймо кузнеца Боба. Давно уже нет на свете человека по имени Боб, а прибор его работает, хоть сейчас взвешивай картофель да морковь.

Все безмены, кстати, в коллекции Владимира Бровко исправны, отреставрированы его собственными руками.

И чугун бывает красивым

Не верите? Просто вы не видели старых польских весов из Люблина. Весы хоть и сделаны из чугуна и просто неподъемны, выкрашены золотистой краской. С одной стороны в них вмонтировано зеркало в резной рамке для продавца, с другой — для покупателя. Вот такой сервис — все для удобства клиента! Да и все старинные весы в этой коллекции — просто настоящие произведения искусства, украшены литыми фигурками и затейливыми орнаментами.

Рядом же есть и еще более поразительные экспонаты — напольные весы из... дерева. Одни — до 100 килограммов, другие — до 150. На первых — клеймо 1939 года, на вторых — 1924–го. Клеймо говорит о том, что в эти годы весы были проверены и исправны, а вот точная дата их изготовления остается загадкой. Владимир Петрович предполагает, что сделаны они примерно году в 1900–м, судя по кованным вручную металлическим деталям. Кстати, 100–килограммовый «раритет» до середины 80–х годов прошлого века исправно служил в одной из пинских аптек, а после списания попал в коллекцию Бровко.

Всем гирям гиря

Нет, не потому, что она самая тяжелая, а потому, что керамическая. Такие делали во время войны, в пору нехватки металла. А еще в коллекции Владимира Петровича гири царских времен и польских, военные — сделанные из снарядов, аптекарские и... фальшивые. Одна, килограммовая, изъятая на рынке в Лунинце, примечательна тем, что ее фактический вес всего 850 граммов! Таких вот «высверленных» для продажи и «наклепанных» для приемки в центре собрана чуть ли не сотня.

Экспонаты собирателю приносят горожане, знающие о его коллекции, дарят друзья и даже присылают из России, как, например, астролябию, с которой начался этот рассказ. На каждом таком подарке есть аккуратная бирка, где обязательно указана фамилия дарителя.

Посетителей удивительного мини–музея встречает и провожает цитата из Библии: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Справка «СБ»

Берковец, пуд, гривна, гривенка, золотник, почка, пирог, ансырь — такие в старину были меры веса.

Пудами (16,3 кг) взвешивали куски металла, меда или воска.

В берковце было 10 пудов (сала, пеньки, льна, например). Гривнами (409,5 г) частенько вывешивали золото и серебро. Эта мера в XVII веке стала называться «фунт» и осталась неизменной на протяжении всей русской истории.

Золотником (4,2 грамма) поначалу называли золотую монету, а позже стали применять как меру веса. Пользовались им ювелиры, аптекари и кулинары.

Слово «гиря» появилось в русском языке довольно поздно. Вместо него употребляли слово «ставила», потом — «весы» (с ударением на первом слоге) и «колоколы» (первые гири имели форму колокола). Само же устройство для взвешивания именовалось «звесы» (безмен, скалвы).

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter