Вытеснят ли белорусские производители зарубежных поставщиков замороженных продуктов

Зимняя вишня

Вытеснят ли белорусские производители европейских и китайских поставщиков замороженных овощей и фруктов
Как сельхозпроизводителям разморозить добавленную стоимость

В ПРОШЛОМ году импорт замороженных овощей в нашу страну вырос больше чем в два раза. Из 56,8 тысячи тонн, ввезенных в Беларусь, 38,3 — из Китая (в 3,1 раза больше, чем в 2014 году). Польша, разноцветные пакетики которой мы покупали еще со времен СССР в магазинах «Морозко», наоборот, сдала позиции, поставив только 83,9 процента от своих позапрошлогодних объемов. Перестали ввозить ее из Боснии, Албании, Эстонии и практически из Германии. Ну это так, присказка. А мораль в том, что отечественные производители потеряли выгодную экспортную позицию в Россию. А могли бы вовсю использовать продовольственное эмбарго. 


ВПРОЧЕМ, бог с ними, с соседями, но ведь и свой рынок насытить полезными и разнообразными продуктами самостоятельно не удалось. В торговле одни и те же лица, одни и те же смеси — российские, иностранные компании. Из белорусских — только новогрудский «Провит» да гродненская «Фирма Мока». В магазинах потребительской кооперации представлены торговые марки Ивановского и Глусского райпо. 

Представители Белгоспищепрома заявляют, что в стране мощностей по заморозке хватает, но они не загружены, поскольку недостаточно необходимого сырья. Большинство линий — в руках частников, которые идут по пути наименьшего сопротивления. Легче заработать деньги, к примеру, раз в сезон на замороженной чернике, которая быстро продается, или на изготовлении миксов из китайских моносмесей. Меньше и затрат по производству и хранению.

Оценочная годовая потребность организаций торговли в замороженных овощах, плодах и ягодах составляет до 15 тысяч тонн. Но это очень приблизительная цифра, если на прилавках появится больше различных блюд — удобных в приготовлении, без консервантов и разной другой химии, вместимость рынка, безусловно, возрастет. Одних только вариаций упакованного в холод картофеля может быть, как у Тоси из «Девчат» — целиком, кубиками, соломкой, дольками, для фри, для жаркого, по-домашнему, по-селянски. 

Замораживание — пожалуй, самый экологичный и безопасный способ хранения овощей и фруктов. В отличие от консервирования позволяет сохранить их качественные параметры, все витамины и питательные вещества до момента приготовления. Зимой они не портятся, не усыхают, не гниют. Морковь, к примеру, теряет много витаминов, когда лежит 4—5 месяцев в подвале, и сохраняет, когда ее замораживают. Еще один плюс в том, что овощи очищены и бланшированы, фактически приготовлены: наш кулинарный поединок с плитой продлится от силы 5—10 минут. Переплачивая, вместе с тем мы не покупаем отходов. Технология шоковой заморозки позволяет сохранить форму самых нежных ягод, которые не расползутся по тарелке. В общем, агитация ни к чему, белорусские хозяйки уже оценили преимущества из холодного прилавка.

НО, может, от заморозки для изготовителей больше шока, чем выгоды, производство все-таки энергозатратное? Об этом мы поинтересовались у директора филиала «Марыля» Ивановского райпо Алены Шумак, которая успела вскочить в последний предкризисный вагон и реализовать инвестиционный проект по производству замороженных овощей и овощных смесей с капиталовложениями более 4,7 миллиарда рублей. Сейчас там полным ходом продают чернику на экспорт, прошлый год был урожайным, заготовили 150 тонн ягоды. А вот позапрошлый на дары леса поскупился, поэтому в три раза больше по объемам тогда заморозили овощей, объясняет Алена Николаевна:

— Прибыль будет, если есть объемы производства. Мы закладываем рентабельность не более 5 процентов, потому что заинтересованы продать товар, а свой доход получить за счет оборота. Разработали 32 рецепта — смеси для борща, с шампиньонами, «Весенняя», «Осенняя рапсодия» и так далее. Их стоимость от 25 до 40 тысяч рублей за килограмм. Моносмеси из цветной капусты, брокколи, спаржевой фасоли, зеленого горошка, кабачков, баклажанов, перцев, грибов продаем предприятиям, которые занимаются фасовкой и смешивают исходные компоненты в разных вариантах, и сами можем упаковывать продукт в пакеты по 400 граммов. Работаем по заявкам торговли, как правило, в апреле все запасы используем. А в июне уже начинается новый заготовительный сезон. Овощи, не так давно казавшиеся экзотическими, научились выращивать фермеры, используем только белорусские, разве что в Молдове закупали перцы и баклажаны. Морозим разную ягоду и даже кусочки тыквы.

Все оборудование цеха филиала «Марыля» мобильно, линия монтируется под конкретный овощ уже непосредственно перед началом работы. В «комплекте» Ивановского цеха есть бланширователь, блоки очистки и нарезки овощей — все это звенья одной производственной цепи, которую при желании можно расширить.

В Белкоопсоюзе это направление деятельности считают одним из перспективных. В цехах внедрены и сертифицированы системы качества, соответствующие международному стандарту СТБ ИСО 9001-2001, а также система управления безопасностью пищевых продуктов на основе принципов международной системы анализа рисков и контроля критических точек (НАССР).

Продукция выпускается под товарными знаками «Глусское лукошко» и «Янаўскія ласункі», реализуется как весовая, так и фасованная в мелкую потребительскую тару — пакеты и пластиковые коррексы.

В целом по системе потребительской кооперации за 2015 год заморожено 3,5 тысячи тонн сельскохозяйственного и дикорастущего сырья с темпом роста 209,9 процента, в том числе на специализированных линиях заморозки 1,5 тысячи тонн, что в 2,4 раза больше, чем за 2014 год. Удельный вес экспорта быстрозамороженной продукции в общем объеме производства на линиях составил 15,8 процента, что в 2,3 раза больше предыдущего годового показателя.

ВЫГОДНА кооперация и для фермеров. Не секрет, в этом сезоне наши картофель и овощи действительно просят помощи. Специализированные хозяйства терпят большие убытки. Скажем, картофель не могут сбыть в Россию по цене выше 1500 рублей. В СРУП «Совхоз «Рачковичи» Слуцкого района собрано 13 тысяч тонн второго хлеба, вложено много сил и средств, а продавать приходится на крахмальные заводы по 400—500 рублей за килограмм. В таком положении находятся и другие аграрии, не имеющие на растениеводстве добавочной стоимости. В «Рачковичах», к примеру, построили здание для перерабатывающего производства. Хотели еще закупить линию по очистке и фасовке, затем по нарезке и шоковой заморозке. Не успели. Директор Николай Красуцкий решил площади под картошкой сокращать, хоть хозяйство имеет свое хранилище:

— Конкурировать на российском рынке нам сложно. У россиян много не вовлеченной в оборот земли, где можно на первых порах без особых вложений получать неплохие урожаи. Что и делают крупные фермеры, расширяя плантации до 10—30 тысяч гектаров.

Планирует наладить углубленную переработку клубней и фермер Владимир Радевич (КФХ «Сула») из Столбцовского района:

— Для того чтобы продать картофель, его нужно доработать, а чтобы получать хорошую прибыль, нужны большой объем продукта и стабильные заказчики. Сейчас ведь сети «разбалованы», вовремя не рассчитываются, требуют больших скидок. Это же касается и овощей. Для объединения усилий мы создали ООО «Сула плюс», в котором мое фермерское хозяйство выступило одним из соучредителей. В ближайшем будущем планируем хранить и перерабатывать до 40 тысяч тонн картофеля. Это ООО одновременно и логистический центр. Применена обыкновенная европейская схема, когда каждый занимается своим делом: один выращивает, другой хранит, перерабатывает и продает. Благодаря новому предприятию мы успели переориентироваться на Запад и Юг — Молдову, Сербию, Румынию, Польшу. Заключили предварительный договор на поставку во Францию, для их социальных сетей. За полгода построили современное хранилище на 9 тысяч тонн с линией очистки и шлифовки, фасовки в разную по вместимости тару. Программа этого года — возвести хранилище на 20 тысяч тонн, проект практически готов. Думаю, что в следующем будем выпускать сухое картофельное пюре и упаковывать продукт под вакуумом. Третье предприятие — агроцентр «Сула» — выращивает картофель премиум-класса, у них есть свои земли, в этом году увеличивают площади, чтобы выйти на объем 30 тысяч тонн. Прошлой осенью накопали 17 тысяч тонн клубней. 

Теперь ООО «Сула плюс» заключило договоры с хозяйствами Борисовского и Новогрудского районов, у которых покупает картофель по цене выше, чем предлагает российский рынок, дорабатывает и продает с прибылью для себя.

Как относится известный картофелевод к заморозке? 

— Не важно, на чем получать добавленную стоимость, — отвечает Владимир Владимирович. — Мы выбрали качественную предпродажную подготовку картофеля, чтобы иметь как можно больше вариантов его продажи, а также производство сухого картофельного пюре и вакуум. Для заморозки необходима своя технология. Но в Беларуси есть фермеры, хозяйства, которые серьезно занимаются овощами, им тоже надо объединяться и создавать подобный логистический центр и свое производство. 

Чтобы, вложив средства, не остаться у разбитого корыта из-за собственной же некомпетентности, нужна качественная предварительная проработка проектной идеи с учетом, во-первых, сырьевой базы, во-вторых, производственных площадей, в-третьих, сбыта. Подбор и комплектация линий переработки будет зависеть от исходного сырья и его объемов, консультируют эксперты. 

А УЖ КОЛЬ замахиваться на заграницу, то, по мнению специалистов, только осваивая производство новых видов продукции, которые будут соответствовать понятиям европейцев о здоровом питании. В первую очередь это замороженные овощи и различные смеси из них. С грибами и ягодами окно в Европу мы уже, кажется, прорубили.

— Меняются предпочтения и самих белорусов, — оценивает потребительский спрос Алена Шумак. — Не так быстро, как нам бы хотелось, но прогресс есть. Можно говорить, что соленый огурец и маринованный помидор — это уже не дань традиции, а отсутствие выбора. 

Даже в самых престижных столичных магазинах замороженный товар представлен очень слабо. Да, есть овощные смеси, но не увидела там, к примеру, готовых блюд с мясом, рыбой. Конечно, они стоят дороже, но если бы продавались, то покупатели, мне кажется, не отказались бы от зимних красок лета. По некоторым оценкам, спрос на фруктово-овощную заморозку в ближайшее время будет расти до 10 процентов в год. Сегодня большая часть данной продукции зарубежного происхождения. И потому в Беларуси такой рынок имеет большой потенциал. 

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter