Жизнь в новостройке: конфликт теории и практики

Почему недолгой бывает радость новоселов?Если бы строители спросили тех, кто стоит в очереди на жилье: «Вам сначала квартиру, а инфраструктуру — попозже или подождете, пока сдадим все вместе?» — можно не сомневаться, какой бы был ответ. Конечно — квартиру! Был бы свой угол (его ждут 600 тысяч семей), а остальное как-нибудь... Но когда мечта становится реальностью, радость быстро улетучивается...

Если бы строители спросили тех, кто стоит в очереди на жилье: «Вам сначала квартиру, а инфраструктуру — попозже или подождете, пока сдадим все вместе?» — можно не сомневаться, какой бы был ответ. Конечно — квартиру! Был бы свой угол (его ждут 600 тысяч семей), а остальное как-нибудь...


Но когда мечта становится реальностью, радость быстро улетучивается и вместо нее у новоселов появляется острое желание писать в инстанции жалобы. Не потому ли, что уровень комфорта в отдельно взятой квартире резко диссонирует с тем, что должно быть доступно и рядом? Ведь как получается: ступил шаг — и тут же вопрос, где школа и почему переполнен детсад, до которого хныкающего недоспавшего ребенка нужно везти несколько остановок? Элементарные вещи — хлеб, молоко, аспирин — порой купить возле дома в новом микрорайоне проблема. За обновками — пожалуйте на рынок или в выставочный центр. У жильцов старых центральных районов, куда то и дело «сажают» элитные столбики, тоже есть повод для разговоров: «Почему у нас отнимают часть двора и лишают игровой площадки для детей?» Их особо не слушают: земля в центре дороже.


А гаражи и многоуровневые парковки, которые мало того что проектируются под потребности вчерашнего дня, так еще и не строятся в критически необходимом количестве... Что будем делать, если у каждой семьи лет через 10 появится не одно, а два авто?


Множатся проблемы. Некоторые, похоже, останутся в наследство следующим поколениям. Однако должны же существовать градостроительные нормы, учитывающие все нюансы! Как они соблюдаются?


Почему недолгой бывает радость новоселов?


Стоянка в разрезе


Вопрос, куда поставить машину, — головная боль практически для всех минчан. Есть хорошая новость. Норматив — 1 парковка на 3 жителей, — который планировали применять где–то к 2030 году, будет пересмотрен раньше. И впервые при проектировании микрорайона Каменная Горка на каждую квартиру предусмотрят 1 машино–место, причем в специально отведенных коммунальных зонах недалеко от дома. Плюс временные гостевые парковки во дворах. Вот только будет ли это выполнено?


До сих пор в новых районах многоуровневые гаражи хоть и проектировались, но не строились. Хотите примеры? По проекту в Сухарево–5 запланировано строительство гаража–трехтысячника вдоль кольцевой дороги. Место идеальное. «Но его закатали в асфальт, — констатирует Юрий Комиссаров, начальник архитектурно–планировочной мастерской УП «Минскпроект». — И сделали вместо гаража на 2,5 — 3 тысячи машино–мест плоскостную стоянку на 250 — 300». Аналогичная картина в Дружбе. Там, где рассчитывали хранить авто, будет торговый центр. В районе улиц Горецкого — Янковского построено более тысячи новых квартир. Запланировано несколько гаражей. Не построен ни один. «Это наша беда, — разводит руками и.о. главного инженера УП «Гаражи, автостоянки, парковки» Александр Ананченко. — Выставляем площадки на аукционы. Результат нулевой. Бизнес не берется строить. Нет спроса. Потому что стоимость одного гаража нынче — от 20 тысяч долларов. Не всякая семья, накопившая на машину несколько тысяч условных единиц, может позволить себе такую роскошь». Строить гараж для каждой квартиры за бюджетные средства? Тот же бизнес «возопит», потому что увеличится налоговая нагрузка. Вот и появляются в лучшем случае плоскостные парковки... С увеличением количества личных автомобилей эта ситуация только усугубится. И предпринимаемые попытки освободить дворы от чихающего выхлопными газами металла на колесах, похоже, тщетны. Факт неоспоримый: машины ни в старых, ни в новых микрорайонах ставить некуда. Необходимое количество мест для них не предусмотрено априори. И 20 парковок, которые планирует сдать город до конца 2008 года, — отнюдь не решение проблемы.


Куда пойти учиться?


Норматив обеспечения граждан местами в дошкольных и общеобразовательных учреждениях не изменился еще со времен СССР: 50 и 145 на тысячу жителей соответственно. Как выполняется? С явным опозданием. Например, новая школа в Сухарево–5 теоретически могла появиться в 2006 году. А сдать ее планируют лишь в следующем. «Не хватило денег?» — интересуюсь у директора управления капитального строительства Мингорисполкома Андрея Галя. «Нет, — удивляет ответом он. — На социальные объекты город выделяет средства под полную потребность. Проблема в проектировании. Каждые два года типовые проекты устаревают и их нужно переделывать под новые требования. Так произошло в данном случае: 2 года ушло на переделку проектной документации для школы. Кроме того, строительные управления не справляются выполнять все заказы. Не хватает мощностей».


Итог? В школу, строившуюся для детей микрорайона Сухарево–4 и рассчитанную на 725 мест, придут учиться в нынешнем году 1.360 учеников. На мой вопрос, хорошо ли это, специалист комитета по образованию Мингорисполкома ответила так: «Действительно, жилье появляется быстрее, чем социальные объекты — школы, детсады, поликлиники в новых микрорайонах. Но спросите у любого новосела, что лучше: 18 лет стоять в очереди и жить в бараке или на съемной квартире или повозить несколько лет ребенка в садик 4 — 5 остановок?..» В общем, убедительно. А в частности имеем ситуацию, о которой нам написала одна молодая мама. Цитирую: «В нашем районе теоретически 5 детских садиков. Один ведомственный, второй был передан в аренду и теперь закрыт. Остается три, где в группах вместо 15 порой по 20 и более детишек. К сожалению, мы с дочкой туда не попали. Как мне объяснили в отделе образования, слишком поздно стали на очередь. Становиться надо, оказывается, сразу после выписки из роддома, а не через год после этого! Детсад, куда мы пошли, был недалеко: 5 остановок езды на общественном транспорте. Но кто учитывает, что в этой ежеутренней и ежевечерней толчее — полчища вирусов? В результате моя дочка болела по нескольку раз в месяц. Ее медицинская карта вполне сгодится в качестве пособия студентам–медикам».


В старых районах похожая ситуация. В период спада рождаемости многие детсады за ненадобностью продали. Отдельные школы поменяли статус и стали гимназиями. Это значит, что попасть туда можно, только выдержав конкурс. А чтобы построить что–то новое, надо сначала снести что–то старое. Это, кстати, касается всех социальных объектов на уплотняемых территориях. Однако в комитете по образованию Мингорисполкома оптимистично обещают исправить ситуацию уже к 2010 году.


Небанный день


Норматив: 140 квадратных метров магазинной площади и 2 места в парикмахерской, ремонтной мастерской, химчистке на 1.000 жителей.


В новых микрорайонах с магазинами, аптеками, банками все более–менее оптимистично. По словам Андрея Галя, проектируются они под полную потребность. «При 80–процентной готовности помещения выставляются на аукцион. На сегодняшний день все проданы с превышением стартовой цены», — не без удовлетворения констатирует директор УКСа. Но факт продажи помещения — еще не гарантия появления там магазина. Два–три годика придется подождать. Если место бойкое, рядом с метро — тогда меньше. Кроме того, магазины в большинстве своем будут продовольственные. А за дуршлагом и шнурками для ботинок, увы, придется ездить в универмаг. С физкультурно–оздоровительными комплексами и банями — просто беда. Строить их должны за бюджетные деньги, но не особенно спешат. Есть ведомственные, но туда, сами понимаете, тем, кто к ведомству отношения не имеет, не попасть. Микрорайону Шабаны, например, уже не один десяток лет, а предусмотренной там бани нет до сих пор.


***


Да, жилье сегодня первично. Многоэтажки в новых микрорайонах финансируются под полную потребность. И процесс этот не останавливают ни проблемы с проектированием, ни дефицит строительных мощностей. А вот объекты соцкультбыта внедряются, как говорится, по остаточному принципу или за счет бизнеса. Нет жесткого спроса за «социалку», как при СССР. Не от этого ли все проблемы? Какова ситуация в регионах? Об этом — в репортажах наших собственных корреспондентов.

 

 

Собственные корреспонденты "СБ" исследовали эту тему в регионах. Читайте статьи по теме в раздеде "Акция "СБ":

 

Авто, стоп! (Людям и машинам тесно во дворах, о парковках в Гродно)

Сдается дом с удобствами. Далеко (о новостройках и инфраструктуре в гомельском микрорайоне № 19)

Жертвы комфорта (об инфраструктуре в новых микрорайонах Бреста)

 

Фото Виолетты ДРАЛЮК, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
саша
И раз уж так случилось,что парковок во дворах катастрофически не хватает,то почему бы не применить опыт той же Швеции.Там этой проблемы нет.ТЕ кто оставляет свою машину во дворе на ночь платят дополнительно в местный бюджет серьёзную сумму.И потому пенсионер два раза в год выезжающий на дачу не занимает круглый год место.А те кто побогаче ну и пусть платят приличные деньги,раз хотят проснуться и идти не на стоянку,а сразу сесть за руль возле подъезда.Сразу же появятся деньги на реконструкцию дворовых территорий.
Андрей
Вопрос с детскими садами в новостройках действительно стоит остро, и складывается впечатление, что планирование очередности строительства социально значимых объектов порой ведется "навскидку". В нашем 300-квартирном доме в микрорайоне Брилевичи-1 более половины квартир построили многодетные семьи, так что одного дома вполне достаточно, чтобы "загрузить" целый детский сад. В то же время, надо учитывать, что помимо нашего дома уже успел вырасти целый микрорайон, а из 7 запланированных садиков будет построен в следующем году только 1 в Брилевичах-2. Другие садики -- едва ли не к концу пятилетки. Мы ждем четвертого малыша и стоим перед вопросом: будут ли наши дети вообще посещать дошкольные учреждения?
Ника
Конечно, машина под подъездом - это очень удобны. Вышел, сел, поехал... и везде во время. Но когда, простипе, вечером, все владельцы автомобилей возвращаются с работы, то на улицу уже просто не выйти... Со всех сторон детская площадка окружена плотной стеной из иномарок. Я уж не говорю про концентрацию выхлопных газов на этот маленький двор... И про то, что дети иногда с мячиками играются, а мячики могут вылететь на проезжую часть в нескольких метрах от игровой площадки... Так что не знаю, что там планируют планировщики, но пока грамотного решения проблемы не видно. Нужно убирать автомобили с дворовой территории в те же подземные горажи, на охраняемые стоянки, которых должно быть больше в каждом районе и разгружать дворы. уж очень хочется возле дома дышать спокойно и гулять безопасно.
Всеволод
Нике. Их много, а Вы таки одна. Если бы большинство хотело чистого воздуха - оно бы не ставило машины, а дышало бы воздухом. А раз большинство хочет машины ставить - что ж тут поделаешь... Демократия...Переезжайте за кольцевую или терпите. Или тоже машину ставьте под окно, раз уж все равно мучаетесь.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости