Жизнь не терпит упрощений

От первых лиц зависит многое.
От первых лиц зависит многое. На то они и первые. До сочинской встречи Александра Лукашенко с Владимиром Путиным многое, что касалось вопросов союзного строительства, пребывало в некоем анабиозе. И дело даже не только в том, что в межгосударственных отношениях накопилось немалое количество вопросов. Просто государственный люд чином пониже так устроен, что без очевидного сигнала сверху впрягаться в воз работы не спешит. Но вот президенты расставили, как говорится, все точки над "i". И плоды не замедлили сказаться - следом в Минске состоялся очень результативный союзный Совмин, а вчера в Бресте - 26-я сессия Парламентского собрания Cоюза Беларуси и России.

Так и хочется вспомнить крылатое: "Процесс пошел". Стороны показали искреннюю заинтересованность в интеграции. А более детально понимание перспектив союзного строительства на сессии изложил Александр Лукашенко. Парламентарии были единодушны в оценке выступления: глубокое, правдивое и деловое. "Его вполне можно воспринимать как стратегию дальнейшего развития нашего Союзного государства, - говорил мне чуть позже российский депутат Александр Сизов. - Поразила откровенность в постановке ряда вопросов. Это хорошее знамение для того, чтобы мы двигались вперед". И это мнение вполне отражало общий настрой зала.

Выступление Президента (оно будет опубликовано в ближайшем номере "СБ") было логично структурировано. В нем нашлось место и для оценки нынешнего состояния взаимоотношений двух государств, принципиальной констатации проблемных моментов, и для рецептов их разрешения. Но главное было заявлено сразу: о незыблемости политического курса. Снимая последние сомнения, Александр Лукашенко еще раз сказал депутатам: "Вы приехали в страну, где живет народ, который свято чтит дружбу и братство с россиянами". И именно воля народа - ключевое условие формирования государственных политических предпочтений.

Конечно, дружба не исключает расчета. Особенно в межгосударственном масштабе. Но иной раз математическая оценка отношений преподносится совсем уж однобоко. И порой на этом выстраиваются далеко не самые красивые конструкции. И их негативная оценка Президентом вполне понятна. "Если ты уступил олигарху за бесценок предприятие - ты союзник. Не отдал задешево, к примеру "Белтрансгаз", - из списка союзников вон". Такая упрощенная схема весьма далека от реалий. И Александр Лукашенко обращал внимание депутатов на наличие иных сфер, эффективное сотрудничество в которых могло бы послужить примером.

Например, сохранение единого оборонного пространства - не есть ли это эталон взаимополезного сотрудничества. Российские военные объекты в Беларуси "смотрят" далеко за горизонт, обеспечивают связью флот. Беларусь многое сделала для поддержания этих подразделений в высокой боевой готовности. Потому что понимает: военную безопасность России и Беларуси разделить без ущерба невозможно.

Однако очевидно, что именно в экономической плоскости сегодня наибольшее количество проблем. Причем подчас натянутых. Александр Лукашенко отмечал, что незаинтересованные в союзе силы очень любят выдавать противоречия отдельных субъектов хозяйствования за признаки политической конфронтации. Оценка этому факту на высшем уровне уже дана ранее. А что до муссируемых тезисов о "несовместимости российской и белорусской экономик" в силу их структурных различий - то здесь ответ дает сама жизнь. Президент еще раз упомянул о том, что товарооборот между Россией и Беларусью за последние 10 лет вырос почти в четыре раза, в то время как в рамках СНГ он сократился втрое...

Безусловно, наличие проблемных моментов отрицать нельзя. Это и вопросы косвенного налогообложения, унификации торговых режимов по отношению к третьим странам, сближения налоговых законодательств, последовательное движение к единой валюте. В этих направлениях предстоит поработать очень серьезно. Так же, как и в решении ключевой задачи политического характера, - разработки и принятия Конституционного акта. Союз и сегодня работает по правилам, определенным неплохим в сущности межгосударственным договором. Но Александр Лукашенко убежден, что, по логике, Конституционный акт должен предусматривать еще более высокий уровень полномочий союза.

По большому счету, выступление Председателя Высшего Госсовета Союзного государства перед Парламентским собранием приняло характер если и не прямого руководства к действию, то как минимум конкретной рабочей программы. Это общее мнение подтвердил мне и госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. Он убежден, что данный Александром Лукашенко обстоятельный анализ всех составляющих союзного строительства - от политических и социально-экономических до межкорпоративных отношений отдельных субъектов хозяйствования - поможет решению многих важных вопросов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter