Женщинами не рождаются — женщинами становятся

Как не только де–юре, но и де–факто добиться равенства прав и возможностей мужчин и женщин
На простой вопрос, кто в доме хозяин, не одну сотню лет давали столь же простой ответ. Мужчина, конечно! Почему? А потому! Объяснить все же, почему, взял на себя труд Зигмунд Фрейд. «Анатомия — это судьба», — сказал, как припечатал, отец психоанализа. Сочувственно, между прочим, припечатал, словно утешая своих недовольных собой и этой самой судьбой пациенток. А судьба, как известно, была у женщин одна — быть второй...

Не всем дамам это нравилось, ох не всем!.. И самые отчаянные чисто по–женски — уговорами и уловками, лестью и интригами — пытались потеснить кавалеров с заветного первого места, будь то королевский трон, баррикады революции или супружеская спальня. Кавалеры иногда... нет–нет, не уступали, но «делали вид». Вот и при рождении современной демократии сделали вид, что уступают, — боевой клич Великой французской революции провозгласил свободу, равенство, братство. Но не успели утихнуть рукоплескания, как выяснилось, что все это — для «братьев». А «сестры» вместе с несовершеннолетними и умалишенными не были допущены в число граждан — не получили ни гражданских, ни политических прав... Понадобилось еще два столетия, чтобы женщины добились юридического равенства с мужчинами. А добившись, поняли, что между юридическим и фактическим равноправием, между равенством прав и равенством возможностей если и не пропасть, то огромная дистанция. И как же ее преодолеть?..

Разные страны ищут ответ на этот вопрос. Но вот в Турции поступили по–восточному мудро: вообще отменили понятие «глава семьи». И закрепили это законодательно. Приняли и еще немало документов, внесли изменения в Уголовный кодекс, в Конституцию. «И все для того чтобы не только де–юре, но и де–факто добиться равенства прав и возможностей мужчин и женщин», — отметила на недавней международной конференции, организованной в Минске посольством Турции и Белорусским союзом женщин, профессор Фериде Аджар. Госпожа Аджар преподавала в университетах США, Турции, Иордании, участвовала в международных исследовательских проектах, занимала пост председателя Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Поэтому ее мнение было особенно важным и ценным для участников конференции. Де–факто именно законодательные изменения, по мнению Фериде Аджар, существенно изменили положение женщин в Турции, сделали гендерное равенство реальностью. Хотя и не в полной мере...

Вообще, признание гендерного равенства — основа развития современного общества. С этим политкорректно соглашаются сегодня все. Принимают декларации, конвенции, национальные программы, совершенствуют законодательство. И все это дает результаты. Опыт Швеции, которая, по оценкам ООН, страна номер один по показателям гендерного равенства, показал, что именно равноправное участие женщин в управлении страной привело ее к благосостоянию и высокому уровню социальной защиты. Напомню, в Швеции 45 процентов парламентариев — женщины, около 50 процентов министров, губернаторов и руководителей районов — тоже женщины.

Казалось бы, чего проще: внедрить «шведскую модель» во всех странах — и вперед, к процветанию и гендерной гармонии! Но не внедряют. Почему? Да ведь для этого нужно, как провозгласили в свое время шведские феминистки, «не просто взять кусок пирога, а изменить рецепт его приготовления». В большинстве стран «рецепт» — политического, экономического, социального — «пирога» менять не хотят. И это нежелание во многом объясняется тем, что женщины, как выражаются специалисты, «недопредставлены на верхних уровнях принятия решений». А мужчин вполне устраивает привычный «рецепт пирога».

В Беларуси, кстати, тоже долгое время не проявляли энтузиазма, чтобы этот «рецепт» изменить. Многие руководители высокого ранга (а практически все они — мужчины) были даже не в курсе, что означает мудреный термин «гендер», — в парламенте пришлось проводить семинары о гендерном развитии общества. (Депутаты, к их чести, ходили на занятия исправно — интересовались.) Но в последние годы у нас появились основания, так сказать, для гендерного оптимизма. Об этом говорили, анализировали ситуацию участники международной конференции — парламентарии и ученые, руководители органов государственного управления и члены международного клуба женщин. Благодаря общим усилиям женщины у нас сделали «ход в дамки». Сегодня более 30 процентов депутатов Национального собрания — женщины, а в местных Советах их — 44,4 процента. Высшие государственные посты также стали занимать женщины. Они составляют также 49 процентов преподавателей, более 70 процентов руководителей учебных заведений. Политика равных прав и равных возможностей реализуется, благодаря Национальному плану действий по обеспечению гендерного равенства. Вносятся изменения в Гражданский кодекс, в Кодекс о семье и браке. Планируется дополнить гендерно чувствительными статьями и Трудовой кодекс. Но чтобы по–настоящему двигаться вперед, необходим закон о гендерном равенстве. Пока до него, что называется, руки не доходят. Как, впрочем, и до многих–многих проблем, с которыми сталкиваются женщины, — от безработицы до насилия в семье. Но главное уже свершилось: сегодня сами женщины совсем не интригами и уловками, а реальными делами опровергают утверждение старика Фрейда насчет анатомии, предопределяющей их судьбу. И этими же делами доказывают: женщинами не рождаются — женщинами становятся.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter