ГАИ отвечает на вопросы участников акции «Партнерство ради безопасности»
Несколько сот вопросов было задано во время трех предыдущих встреч представителей Госавтоинспекции и участников дорожного движения. Немало! Прямое свидетельство того, что автомобилистам, велосипедистам, скутеристам нужно было уже давно утолить информационный голод. Поэтому спрашивали обо всем напрямую, без обиняков и предисловий. На многие вопросы ответы были даны сразу же. Однако кое–что потребовало детального изучения. Это нормально, ведь к каждому предложению в ГАИ относятся со всей серьезностью.
Вот небольшой пример. Во время последней встречи один из водителей попросил обратить внимание на режим работы светофоров на минском перекрестке улиц К.Цеткин и Кальварийской. Уже на следующий день на место выехали специалисты, провели обследование и пришли к выводу: коррективы вносить нужно. Это было сделано незамедлительно — еще на прошлой неделе. Многие, наверное, уже обратили внимание, что светофоры работают иначе — так удобнее водителям. А еще с улицы Кальварийской теперь можно проехать прямо и направо и со второй полосы (если двигаться со стороны ул. Романовская Слобода). Результат? Аварийных ситуаций должно стать меньше, машины будут разъезжаться быстрее.
Это тоже можно считать итогом нашей акции. Пример того, что пожелания и замечания учитываются, а встречи проводятся не для галочки. К остальным вопросам отношение тоже самое серьезное. Можете убедиться сами.
О методах борьбы со взяточничеством
Многие участники акции интересовались, как в ГАИ решают проблему коррупции. Приводили в пример опыт разных стран. Было даже предложение ввести компьютеризированную систему учета нарушений. И в связи с этим новую систему оплаты штрафов.
— Для искоренения названного явления, к сожалению, имеющего место и в рядах сотрудников Госавтоинспекции, проводится широкомасштабная и комплексная работа, — отмечают в УГАИ МВД. — Результаты опросов общественного мнения (которые проводятся и независимыми организациями) показывают, что уровень коррумпированности инспекторского состава ДПС в последние годы неуклонно снижается. Тем не менее регулярно проводятся плановые и внезапные негласные проверки несения службы сотрудниками, изучаются административные материалы, опрашиваются участники дорожного движения. Постоянно работают телефоны доверия, в частности в УГАИ МВД 218–52–42 (в Минске). По всем фактам недобросовестного исполнения служебных обязанностей сотрудниками ГАИ проводятся служебные разбирательства. Виновных привлекают к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения из органов внутренних дел. Некоторые сотрудники Госавтоинспекции оказались на скамье подсудимых и были лишены свободы. В то же время нужно заметить, что немало уголовных дел возбуждено и в отношении водителей, предлагавших взятку за решение вопроса. Касаемо предложений об оплате штрафов. Нечто подобное использовалось в России и действует в Украине. Но, увы, у этой системы тоже есть существенные недостатки, и она не решает проблему.
О внешнем виде сотрудников ГАИ
А на одной из встреч девушки–автомобилистки пожаловались: дескать, почему некоторые сотрудники ГАИ выглядят неопрятно.
— Это неправда! — возмутились в УГАИ МВД. — При заступлении на службу во время инструктажей и проверок внешнему виду сотрудников ДПС уделяется пристальное внимание. Замечания они получают очень редко. Все недостатки в этом случае устраняются за счет личного времени сотрудника.
О парковке во дворах
«Порой утром нельзя выехать из собственного двора — машина заблокирована другими автомобилями. Что делать в этом случае? Штрафуют ли несознательных водителей, которые подпирают чужие авто?» — этот вопрос интересовал многих участников акции.
— По правилам, водители, паркуясь во дворе, должны соблюдать требования знаков и разметки, а если их нет — не создавать препятствий для доступа и движения других автомобилей, — отвечают в ГАИ. — В действиях водителей, заблокировавших другие машины, есть состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.22 КоАП (Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения). О нарушении необходимо сообщить в дежурную часть по телефону 102. Прибывший наряд установит владельца и привлечет его к административной ответственности.
О световой «азбуке»
Нередко автомобилисты, особенно на трассах, используют систему условных сигналов. Обычно встречным машинам дважды «моргают» дальним светом фар, мол, впереди пост ГАИ. Водители интересуются: штрафуют ли за такую подсказку на дорогах?
— УГАИ МВД, наоборот, поддерживает наиболее сознательных водителей, которые пользуются такими сигналами: не важно, есть дальше патруль ГАИ или нет, — развеяли все сомнения инспектора ДПС. — Кстати, периодическое кратковременное включение и выключение света фар в светлое время суток предусмотрено ПДД для предупреждения об обгоне. Имейте это в виду, когда пользуетесь световой «азбукой», чтобы никого не сбить с толку.
О работе на месте аварии
— Авария — всегда небольшое ЧП на дороге. Сразу собираются пробки, водители нервничают. Как можно ускорить процесс оформления ДТП? — интересовались автомобилисты.
— Первый наряд должен прибыть на место происшествия уже через семь минут с момента поступления сообщения в милицию, — напоминают в Госавтоинспекции. — При этом сотрудник ГАИ обязан как можно быстрее освободить проезжую часть дороги или организовать объезд по другому маршруту и обозначить место аварии конусами и соответствующими дорожными знаками. Очень хочется, чтобы водители понимали: это неприятная ситуация, в которую попали их коллеги. В ГАИ очень рассчитывают на взаимную вежливость участников дорожного движения.
О мелких нарушениях и адекватном наказании
Было пожелание к сотрудникам ГАИ обращать внимание не только на грубые нарушения правил дорожного движения, но и на незначительные.
— Нет нарушений, на которые инспектора ДПС закрывают глаза, — уверяют в Госавтоинспекции. — Штрафуют и за опасные перестроения, и за нарушения правил проезда перекрестков. Наказывают рублем и пешеходов.
О контроле за соблюдением ПДД с помощью «гражданских» машин
Кто–то из участников акции засомневался в правомерности контроля ГАИ с помощью обычных машин, которые не выделяются в потоке специальной цветографической окраской.
— Это практикуется давно и не является нарушением служебной дисциплины, — подчеркивают в УГАИ МВД. — В каждом территориальном подразделении ГАИ имеются такие автомобили. По правилам дорожного движения (пункт 9.1), водитель обязан останавливаться по требованию работника ГАИ в форменной одежде. При этом не оговариваются требования по наличию или отсутствию транспортного средства. Кстати, о том, где работают такие наряды, всегда сообщается в прессе.
О записи разговоров с водителями
Автомобилисты предложили включать диктофон во время беседы нарушителя и сотрудника ДПС. Так, мол, проще потом будет установить истину.
— Уже сейчас сотрудники ГАИ записывают на диктофон разговоры с нарушителями в момент общения в патрульном автомобиле, — подтверждают сотрудники ГАИ. — Однако это делается лишь в тех случаях, когда водитель ведет себя вызывающе, провоцирует сотрудника милиции на конфликт, грубит, угрожает или, допустим, предлагает взятку. Запись разговоров с каждым водителем при составлении административного материала не ведется в связи с отсутствием такой необходимости.
О движении на оживленных перекрестках в часы пик
В Минске пока не пробки, но заторы на некоторых улицах уже случаются, пожаловались водители. Может, есть смысл кое–где выставлять регулировщиков?
— Отправить на каждый перекресток по инспектору, конечно, невозможно. Но в Минске ежедневно в часы пик сотрудники Госавтоинспекции несут службу на пешеходных переходах и на некоторых улицах, — напоминают инспектора ГАИ.
Об обучении в автошколах
Возможно ли сдавать экзамен в ГАИ без предварительного обучения в автошколах? — решили уточнить участники акции.
— Нет, первые километры за рулем будущие водители должны делать все–таки под присмотром опытного инструктора. Причем срок обучения в автошколе должен составлять не менее трех месяцев, — считают в УГАИ МВД. — Исключение делают лишь для мотоциклистов в тех регионах, где нет автошкол, обучающих водителей на категорию А.
— Но главная проблема обучения в автошколах не решена: там по–прежнему натаскивают на сдачу экзамена в ГАИ, — настаивали водители. — А в реальности новички не умеют ездить ни ночью, ни по трассам.
— Однако программами по подготовке водителей предусмотрено управление автомобилем по загородным дорогам и в ночное время, — замечают инспектора ДПС. — А на магистралях и приравненных к ним дорогах учебная езда запрещена, да и необходимости в этом нет. К тому же новички обязаны в течение двух лет после получения прав двигаться со скоростью не более 70 км/час.
* * *
На остальные вопросы, которые требуют более глубокого изучения, ответы будут даны позже. Напоминаем также, что следующая встреча представителей ГАИ и участников акции состоится в конце августа.