Запас карман тянет

Использование   логистики   до   75   процентов  увеличивает  прибыли

Использование   логистики   до   75   процентов  увеличивает  прибыли

В Минске проходит Белорусская транспортная неделя. Одной из обсуждаемых проблем на Белорусском транспортном конгрессе, выставке «Транспорт и логистика», собрании ассоциации «БАМАП», которые пройдут в рамках недели, станет логистика. Сегодня о значении и перспективах логистики для экономики страны рассказал глава Белорусской ассоциации логистики «АБЕЛОГ» ректор Международного института трудовых и социальных отношений Валерий Толкачев. 

— Насколько успешно, на ваш взгляд, логистика применяется в белорусской экономике? Многие еще путают ее с логикой... 

— К сожалению, путают. Большинство предприятий Беларуси не используют возможностей логистики, а ведь свою эффективность она доказала более 80 лет назад. Тогда логистика тыловых служб, поставляющих провизию и оружие, позволяла армии легко продвигаться вперед. В мирные годы она долгое время оставалась «секретной технологией» многих государств, продолжая работать на оборонку и космос. Только 15—20 лет назад логистика была взята на «вооружение» гражданской промышленностью Западной Европы. Если же по этому пути не пойдут белорусские предприятия, они рискуют отстать от мировой экономики. Чем быстрее освоим западный опыт, тем надежнее интегрируемся в мировую экономику. В стране уже есть первые специалисты этого  профиля. Правда, их не хватает. 

В 2006 году была создана Белорусская ассоциация логистики «АБЕЛОГ», которая в начале июля намерена вступить в Европейскую ассоциацию логистики. В нее уже входят организации 32 стран. Чтобы логистика прижилась в Беларуси, необходима своя нормативная база, позволяющая создавать логистические цепи, связывающие воедино предприятия, транспорт, таможню, торговлю. 

— Почему же белорусские предприятия не столь активно внедряют принципы логистики? 

— Для начала необходимо отойти от стереотипов мышления: мол, главное, произвести товар и его обязательно купят… Эффективную промышленную и сбытовую политику субъектов хозяйствования сегодня должны обеспечивать логисты. Эксперты подсчитали, что грамотная логистика увеличивает прибыль до 75 %. Издержки сокращаются благодаря определению оптимальной потребности в сырье, комплектующих и материалах, количестве выпускаемой продукции и времени ее реализации... Например, мировая практика показывает, что в складских помещениях всей цепочки (от производства до продажи) товар должен находиться не дольше 3—5 дней. Предприятиям нужно определиться, что выпускать: транзисторы, микроволновые печи или что-то другое. Надо быть реалистами: наши товары  пока не достигли уровня европейских требований. Например, телевизоры «Витязь» и «Горизонт» следует значительно модернизировать. Тем более после вступления России в ВТО продукция, не имеющая европейских сертификатов качества, не сможет продаваться и на соседнем рынке. Да и внутренний рынок не безразмерен. По мнению экспертов, только телевизорами он обеспечен на 5 лет вперед. 

— Насколько эффективно с точки зрения логистики работает наша торговля? 

— К сожалению, ею логистика также не востребована. Магазин должен работать «с колес», а товар — закупаться максимум на 3 дня. Для этого нужно завозить товары, которые пользуются спросом и продаются. У нас же колбаса может на прилавке лежать неделю, а то и две. Еще на больший срок задерживается обувь, одежда, образуя в магазинах настоящие залежи. Кроме того, производитель и продавец должны позаботиться о маркировке товара. Для усиления защиты ставится вопрос о маркировке чип-технологиями. По прогнозам экспертов, к 2010—2012 гг. штрихкоды заменят чипы, более надежно защищающие товар от подделки. 

— А как вы оцениваете возможности белорусской транспортной логистики? 

 — Являясь транзитным государством, Беларусь способна более активно включиться в логистические цепи мировой экономики. Логистика транспорта обеспечивает грамотное строительство дорог, зон съезда-заезда, придорожной инфраструктуры. К сожалению, белорусская транспортная логистика также недостаточно развита. Вместе с тем на уровне правительства, ряда министерств, предприятий уже есть понимание, что логистика не дань моде, а важный инструмент экономики, стремящейся интегрироваться в мировое хозяйство. В Министерстве транспорта и коммуникаций уже создан соответствующий отдел. Но этого мало. Нужно составить четкую программу по логистике на год, пять—десять лет. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter