Заглянем в волшебный мир вытинанки

Вскоре после изобретения бумаги люди додумались вырезать из нее узоры, силуэты людей, животных, птиц и окрестные пейзажи. Бумага, как известно, родом из Китая, и самые старинные образцы “вырезанок” хранятся в музеях стран Востока. В XVII веке “папернi” — мастерские по производству бумаги — распространяются на территории Беларуси. И вскоре неотъемлемой частью городского пейзажа становятся художники, за небольшую плату предлагающие вырезать из черной бумаги точеный силуэт барышни или мужественный профиль кавалера. Увлечению силуэтным вырезанием отдали дань великие мастера кисти и пера: Анри Матисс, Илья Репин, Ганс Христиан Андерсен. А в 1938 году парижский мастер вырезал из бумаги профиль Якуба Коласа — этот своеобразный портрет с натуры хранится сегодня в Литературном музее. К концу XVIII столетия на белорусской земле мастерство вырезания из бумаги стало популярным в народе, обрело неповторимые национальные черты и получило название “вытинанка”.
Вытинанка — это ажурный узор, вырезанный из черной, белой или цветной бумаги. От аппликации ее отличает то, что все изображение — это цельный кусок бумаги. Еще не наклеенная вытинанка напоминает связанную крючком салфетку.
— В белорусской вытинанке сформировались тенденции, которые отличают ее от техник вырезания из бумаги, принятых в соседних Украине, Польше, Литве, — рассказывает исполнительный директор Белорусского Союза мастеров народного творчества Ольга Бабурина. — Прежде всего это принцип многоразового складывания: лист бумаги многократно, в разных направлениях и под разными углами, складывается для того, чтобы получились определенные прорези. Изображение создается из отверстий простых геометрических форм. Для белорусской вытинанки характерна симметричность изображения. Создавая свои работы, беларусские мастерицы использовали обычно, не считая фона, один-два, максимум три цвета.
В конце позапрошлого — начале прошлого столетия вытинанка пришла практически в каждую хату как самый дешевый и простой способ украсить свой быт. Ведь для создания причудливых бумажных салфеток, настенных панно, занавесок, окладов для икон нужны были лишь бумага и ножницы. Причем наши прабабушки вырезали свои шедевры ножницами, предназначенными для стрижки овец. Доступность необходимых материалов и инструментов сыграла печальную роль в судьбе этого вида народного творчества. Вытинанки не берегли в сундуках, не передавали детям и внукам. И когда в середине 80-х годов прошлого века художники и ученые стали возрождать это почти забытое искусство, выяснилось, что найти аутентичные экземпляры минувших веков в Беларуси практически невозможно. Зато сохранились традиции и принципы. В национальной белорусской вытинанке много общего с орнаментами тканых или вышитых узоров: та же символика, уходящая корнями в языческие времена...
С Ольгой Бабуриной мы встретились в Национальном музее истории и культуры Беларуси, где как раз проходила II Национальная выставка народного искусства “Жывыя крынiцы”. В трех огромных залах было представлено около двух тысяч экспонатов, сделанных руками более 500 умельцев — деревообработка, гончарство, кузнечное мастерство, плетение из лозы и соломки, ткачество, вышивка, художественная роспись и вытинанка. Поразительно, но большинство людей, создающих эту красоту, не имеют профессионального художественного образования. Эти люди — учителя, врачи, работники заводов, фабрик, СПК, пенсионеры, и народные промыслы для них — увлечение, досуг. А точнее — веление души.
— Скажите, Ольга, что заставляет людей заниматься традиционными ремеслами сегодня, когда все, чего душа пожелает, можно купить?
— Вещи, купленные в магазине, не несут в себе тепла человеческих рук — ведь они, по сути, сделаны машиной. Когда я собирала выставку — я ее исполнительный директор и по долгу службы пропустила через свои руки каждый из двух тысяч экспонатов — я почувствовала особую энергетику, которая исходит от этих вещей. После контакта с ними лучше себя чувствуешь, становишься спокойнее, увереннее, счастливее... Тканые рушники из самодельных ниток невозможно сравнить с фабричными аналогами. Да и лоскутные коврики, сшитые вручную, словно хранят тепло женских старательных рук, которого лишены даже, может быть, более красивые, простроченные на машинке. Потому и называется наша выставка “Жывыя крынiцы”. Эти глиняная посуда, вышитые рушники или вытинанка будут отдавать ауру, живое тепло и через десять, и через пятьсот лет...
На выставке была представлена большая экспозиция вытинанки: сегодня это искусство активно возрождается. Тонкое бумажное кружево, наклеенное на контрастный фон, вдруг превращается в изящную картину.  Бумажные ангелы витебской мастерицы Татьяны Лабуновой, причудливые птицы ее землячки Алеси Талерчик, фантазии, воплощенные жительницами Минской области Елизаветой и Натальей Червонцевыми и Ольгой Харлинской могут украсить самый современный интерьер. Среди множества вытинанок были и созданные руками моей собеседницы. В каждой из вытинанок можно заметить почерк мастера, создавшего ее. Традиционный, классический канон, конечно, есть. Но простор для творчества не ограничен. Не случайно деревенские умельцы на вопрос “как это делать?” обычно отвечают: как рука поведет...
— Вытинанка вполне применима в нашей повседневной жизни, — убеждена Ольга Бабурина. — Я, например, когда сервирую стол в ожидании гостей, краешки бумажных салфеточек всегда украшаю узором, для каждого гостя — особенным. Занимает это от силы десять минут, а смотрится очень изысканно. Или, например, к Пасхе — а она ведь уже не за горами — можно сделать своими руками пасхальные открытки. Достаточно вырезать из цветной бумаги пасхальное яйцо, древнейший символ жизни. Создавая пасхальную вытинанку, мы по классическому канону поделим яйцо на три части. Нижняя часть — это земля, и узор там символизирует посеянные в землю зерна, верхняя часть — небо, где по традиции вырезаются дождевые капли, средняя часть — наземный мир. Здесь изображаются цветы и листья. Яйцо наклеивается на контрастный фон, также украшенный вытинанкой, а потом — на лист бумаги, сложенный вдвое. Все очень просто, важно только помнить несколько принципов: сгибая бумагу, надо проглаживать сгиб, чтобы он получился ровным и четким, а ножницами работать так, чтобы ненужные кусочки не приходилось вырывать, они должны выпадать сами.
Попробовала сделать все это, последовательно и старательно, и корреспондент “НГ”. Как получилось — судите сами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter