Экспорт бутилированной воды может обеспечить приток иностранной валюты, привлечь инвесторов и увеличить ВВП

Заглянем в самые недра

Долгое время мы считали свою страну небогатой на полезные ископаемые. Однако жизнь доказывает обратное. Помимо калийных удобрений, как показывает геологоразведка, есть у нас редкие и ценные ниобий, иттербий, германий, вольфрам, тулий. А возможно, и серебро, и золото, и палладий. Что скрывают белорусские недра? Каковы задачи геологоразведки на ближайшую пятилетку и есть ли у нас потенциал для импортозамещения сырья, которое используют наши предприятия? Об этом и многом другом у начальника главного управления природных ресурсов Минприроды Василия Колба узнавала корреспондент «Р». 

Сейчас только 20 процентов территории страны покрыто картами нового поколения. Тем не менее в рамках подпрограммы «Недра Беларуси» работы по картированию ведутся.

Год был успешным

— Василий Юрьевич, наращивать объемы добычи полезных ископаемых невозможно, не совершенствуя геологоразведку. Каковы перспективы геологоразведочного направления в рамках компетенции Минприроды?

— Во многих отношениях минувший год для нашей геологоразведки был успешным. Достаточно сказать, что по подготовке и передаче в разработку по числу месторождений показатель 2020-го был перекрыт более чем в три раза. В разработку были переданы более 50 месторождений, в числе которых различные виды полезных ископаемых: гравийные и песчаные смеси, торф, нефть, сапропель. В итоге запасы минерально-сырьевой базы страны приросли калийными солями, песчано-гравийно-валунными материалами и песком, подземными водами и многим другим. Показатели выполнены на сто и более процентов. 

— Сегодня перед нефтедобывающими предприятиями стоит задача наращивать добычу углеводородов. А как насчет прироста запасов ценного сырья? 

— В стране работы по поискам и разведке углеводородов осуществляют две организации — РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и РУП «НПЦ по геологии» Минприроды. Прирост запасов нефти обеспечивается ежегодно. Только в прошлом году он составил около 3 миллионов тонн. За последние годы благодаря внедрению РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» в процессе бурения новых технологий, в том числе по увеличению нефтеотдачи пласта, прирост запасов нефти стал постепенно увеличиваться и уже превышает объем добываемой нефти. 

Тем не менее это не предел. Стоит задача эти показатели наращивать. «Белоруснефть» и «НПЦ по геологии» еще в 2020-м начали масштабные работы по изучению нефтеперспективности южной части Припятского прогиба. Это Лельчицкий, Брагинский, Наровлянский, Хойникский районы. Так, в течение 2020—2025 годов запланировано к выполнению 5539 км2 сейсморазведочных работ 3D. Их цель — выявить новые площади для поиска нефти и газа. Подчеркну, что это на 111 процентов больше объемов работ, чем выполненные за последние 24 года. 

Как карта ляжет

— Говорят, что во многом геологи идут протоптанными тропами и работают чуть ли не по старым советским картам. Составляются ли обновленные карты перспективных месторождений?

У нас в стране разведаны большие промышленные запасы подземных как пресных, так и минеральных вод.
— Действительно, сейчас только 20 процентов территории страны покрыто картами нового поколения. Остальная часть изучалась еще в 1950—1980 годы. Причина тому вполне понятная — такие работы очень дорогостоящие. Тем не менее в рамках подпрограммы «Недра Беларуси» они ведутся. Продолжены начатые в прошлой пятилетке работы по геологическому картированию. 

Такая работа важна не только потому, что дает нам более свежую информацию о ­недрах, но и потому, что служит базисом для более детального изучения той или иной площади. И речь не только о полезных ископаемых. Карты помогают прогнозировать такие опасные природные явления, например, как землетрясения, подтопления, а также в проектировании и строительстве гражданских, промышленных объектов и других.

Кстати, благодаря проведению работ по геологическому картированию РУП «НПЦ по геологии» выявлены на территории Добрушского, Ветковского и Гомельского районов породы, обогащенные редкоземельными элементами (ниобий, иттербий, германий, вольфрам, тулий) и содержащие повышенные концентрации (в 5—8 раз превышающие кларковое содержание) благородных металлов — серебра, золота и палладия. Работы будут продолжаться в этой пятилетке. Также стоит отметить, что в Гомельском районе при бурении параметрической скважины в отложениях кристаллического фундамента отмечены повышенные газопоказания. А это основание предполагать, что в данных отложениях могут быть углеводороды.

Импортозамещающий потенциал

— Есть ли в белорусских недрах сегодня потенциал для импортозамещения сырья, которое используют предприятия?

— В стране есть целый ряд полезных ископаемых, которые изучены на достаточном уровне, получены промышленные запасы. Но по ряду определенных причин, в том числе экономических, они не востребованы в экономике страны, например, в целях импортозамещения. Базальты, гипс, каолин, торф, кварцевые (стекольные) пески, сапропель, трепел и ряд других. Предприятия, которые выпускают продукцию на их основе, в стране имеются. Минприроды неоднократно ставило перед заинтересованными вопрос о необходимости более рационального подхода к использованию этого потенциала, пересмотру технологических решений по обогащению полезных ископаемых. 


В августе 2021 года в целях совершенствования работы государственных органов по вопросам импортозамещения ввозимого сырья собственным, наращивания экспорта и добычи полезных ископаемых Правительством утвержден план по вовлечению в разработку месторождений полезных ископаемых.

Вместе с тем есть предприятия, которые вполне успешно работают на белорусском сырье. А геологи делают все возможное, чтобы обеспечить их запасами этого сырья. Такие работы уже проводятся по мелу для ОАО «Красносельскстройматериалы», стекольным пескам для ОАО «Гомельстекло». Планируется проведение работ по обеспечению приростов запасов по силикатному сырью, тугоплавким глинам, базальтам и другим важным для страны видам полезных ископаемых.



— Мы привыкли думать о недрах страны как о достаточно бедных полезными ископаемыми. Но, возможно, у нас на перспективу есть потенциал для экспорта, к примеру, питьевых, минеральных вод? 

— Экспорт полезных ископаемых, в том числе и продукции, получаемой на их основе, необходимо наращивать постоянно. Взять, например, калийные удобрения. В этом перечне — углеводороды, цемент, строительный камень и иные строительные материалы, получаемые на основе наших полезных ископаемых. Ну и, конечно, вода. У нас в стране разведаны большие промышленные запасы подземных как пресных, так и минеральных вод. Например, по итогам прошлого года прирост первых составил почти 200 процентов (более 60 тысяч м3/сут), вторых — почти 500 м3/сут. Все это позволяет полностью обеспечить качественной водой и внутренний, и внешний рынки, тем самым увеличивая доходную часть от экспорта продукции нашей страны. 

В целях совершенствования работы государственных органов по вопросам импортозамещения ввозимого сырья собственным Правительством утвержден план по вовлечению в разработку месторождений полезных ископаемых.

Здесь еще заложен большой потенциал. Не в полной мере используются сульфатные кальциевые, гидрокарбонатные натриевые, гидрокарбонатно-хлоридные натриевые (типа «Боржоми»), высокоорганические с высокой концентрацией гумусовых веществ (типа «Нафтуся»), борные, железистые, кремнистые, сероводородные и ультрапресные воды с низкой величиной минерализации (менее 50 мг/дм3). Эти типы можно рассматривать как перспективные для использования в 2022—2030 годах. 

Создание новых производств поможет принести множество социально-экономических эффектов для страны: организовать дополнительные рабочие места, обеспечить приток иностранной валюты за счет экспорта бутилированной воды и привлечения иностранных инвесторов, увеличить ВВП Беларуси и многое другое. 

arteaga@sb.by 

Фото БЕЛТА и Алексея ВЯЗМИТИНОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter