О выставке скульптора Дмитрия Аганова в галерее «Предместье»

Загадка бронзового пастуха

Сразу после шумной и веселой выставки Анны Силивончик галерея «Предместье» в Троицком предоставила свое пространство скульптору Дмитрию Аганову. Подарив любителям пластики возможность познакомиться не с одной–двумя работами, как это случается на больших выставках, а увидеть пятнадцать камерных композиций художника, что дает возможность понять и оценить сделанное.

Тихо, светло, мерцает бронза, блестит стекло. Зрители переходят от работы к работе. Они такие же сосредоточенные, как и скульптуры Дмитрия.


«Из великих люблю Микеланджело... Будучи студентом, много раз копировал и его скульптуры, и рисунки. Еще лет семь назад терпеть не мог абстрактное искусство. Теперь все изменилось. Понял, что главное — выразить в работе мысль, а какими будут средства, не так и важно...» — потупив взгляд, Дмитрий объясняет свое творческое кредо.

Его отец и старший брат — тоже скульпторы, так что выбор профессии во многом был предопределен. В мастерской отца ребенку давали пластилин и глину, чтобы он лепил. Потом художественное училище и академия искусств. Сегодня работы младшего Аганова уже украшают Минск, Новополоцк и Мюнстер (Германия).

«Для меня в работе с бронзой очень важен цвет. С тонировкой могу возиться дольше, чем с лепкой и литьем. Экспериментирую до тех пор, пока не добьюсь нужного оттенка. Вот небольшую работу «Корабль безумцев» тонировал полгода. Бросая и возвращаясь. Как будто живописью занимался... У каждой фигурки должен быть свой цвет, проявляющий, дополняющий и раскрывающий ее смысл...» — погружает скульптор в тонкости своего дела.

Из всех работ Дмитрия Аганова одна меня сильно удивила. Я кружил рядом с ней, приближаясь, всматриваясь, потрогал холодный металл, словно не верил, что это самая обычная бронза. Она настолько выразительна и интересна — тяжело поверить, что ее сделал мой современник. Это маленький шедевр, где все счастливо сошлось воедино: материал, авторский замысел, образ, цвет и время. Подобное случается крайне редко. И даже сделав одну такую скульптуру, можно войти в историю искусств.


Работа называется «Небесный пастух». Представьте себе овец. Животные прижались друг к дружке. Вылеплены они достаточно условно, но в то же время узнаваемо. Над ними возвышается фигура пастуха с посохом в руках. Бронза тонирована так, что она похожа на бирюзу, а потому овцы напоминают небо, облака, а пастух — несложно догадаться кого. Да, Отца Небесного со своей тихой паствой. И даже если вы не верите библейским текстам, считая их сказками, то художественное решение темы поражает и запоминается. Не очень большую скульптурную композицию можно рассматривать долго, думая о разном, переживая что–то свое, личное и важное. Задерживает и волнует какая–то тайна, а ведь без нее, без тайны и загадки, не бывает настоящего искусства.

«Эта работа будет иметь продолжение. Но не в том смысле, что я начну лепить овец с пастухами. Нет! Я про образность, метафору и некую цельность, когда мелкие детали не нужны», — Дмитрий воодушевлен моим интересом к чрезвычайно удачной композиции скульптуры.

Выживать в наше время людям творческих профессий сложно. Мало кому удается жить только с ремесла. Дмитрий преподает, учит студентов постигать тонкости искусства.

«Сегодняшние студенты странные... Вот вспоминаю иногда, как я в художественном училище Глебова весь вечер и ночь лепил маску льва. В том, что лепил, — мало удивительного, но делал я это во время крутой панковской дискотеки. Слышал музыку, но лепил. Не думаю, что кто–то из сегодняшних студентов танцам и веселью предпочтет работу. В итоге преподаватель мою работу похвалил...» — вспоминает студенческие годы Дмитрий и улыбается.

Мы ходим по галерее, задерживаясь у некоторых скульптур, любуясь загадочными и выразительными тенями, которые отбрасывают скульптуры на белые стены.

«Как–то немцы, пригласившие меня к себе, предложили сделать работу, пояснив, что каменоломня рядом, что именно оттуда и привезут камень. Привезли большой блок. Я долго ходил вокруг, думал, но не складывалось. Время уходило, а идеи не было. Потом, насмотревшись скульптур Родена в книжном магазине, меня осенило. Я сделал маленький эскиз. Моим заказчикам понравилось, и я перевел задумку в камень. Сделав согнутую фигуру девушки с длинными волосами. Назвал работу «Ева». Она оказалась похожей на Элеонору — дочку моих хозяев, с яблоком в руках. Кстати, белорусские современные скульпторы отличаются от немецких мастерством. А вот отношение к творцам у немцев куда уважительнее и почтительнее, чем в наших краях», — Дмитрий дотрагивается до небольшой бронзовой скульптуры, словно что–то пытается поправить, видимое лишь ему, и улучшить.

Дмитрий Аганов идет в своем творчестве сложным путем, пытаясь даже в маленьких композициях найти пластические ответы на трудные вопросы, которые называют вечными. Он работает с мифами, пробуя прочесть их и дать современную трактовку, найти пластический образ. Часто он делает их таинственными и мрачными. Но иногда ему удается высказаться с ошеломительной простотой. И тогда сложное становится прозрачным и понятным. Возможно, что именно ради таких открытий он и творит.

ladzimir@источник
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter