За миллиарды можно и постараться

Думаю, немало обывателей удивляются американским санкциям в отношении предприятий концерна «Белнефтехим»...

Думаю, немало обывателей удивляются американским санкциям в отношении   предприятий концерна «Белнефтехим». Вроде бы никаких проблем они не создали.   Белорусские экспортеры перешли в своих расчетах с доллара на евро. По большому счету, в какой валюте вести счет, не имеет значения. К тому же мировые нефтетрейдеры постепенно начинают скептически смотреть на американские деньги. Однако санкции создали для нашего нефтеперерабатывающего комплекса другие, более серьезные проблемы. Из-за ограничений ряд белорусских производителей лишились доступа к американским технологиям, которые в последние годы активно приобретались, например, белорусскими НПЗ для модернизации основных фондов. И если ограничения не сказались на торговых и экспортных позициях отечественной нефтехимии, то могут значительно повлиять на инновационную составляющую… 

Автолюбителям сегодня не позавидуешь: цены на автомобильное топливо растут с удручающим упорством. Конечно, большинство водителей добрым словом поминают нефтедобытчиков, которые взвинчивают биржевые цены на черное золото. Иногда кажется, что это спекуляция чистой воды. Ведь объемы мировой добычи нефти не сокращаются, увеличиваются доступные ее запасы… Почему же тогда аналитики опасаются, что баррель уже в ближайшее время достигнет фантастической стоимости в 200 долларов?! 

Впрочем, такая тенденция объясняется и состоянием рынка нефтепродуктов. В последнее десятилетие динамично растет спрос на светлые нефтепродукты. Особенно на автомобильное топливо. В том числе и за счет роста потребления его странами Восточной Европы и Азии. В итоге в мире сложился дефицит мощностей по вторичной переработке нефти. Впрочем, ощущается достаточно серьезный недостаток и заводов по первичной переработке нефти. А один из основополагающих экономических законов гласит: при недостаточном предложении неизбежно происходит рост цен. 

Сегодня основные прибыли нефтепереработчиков — в производстве автомобильного топлива и средних дистиллятов. Конъюнктура цен и спроса на эти продукты наиболее интересна на мировом рынке. А вот стандартное печное топливо постепенно сдает свои позиции. Однако несмотря на благоприятную структуру рынка, современная нефтепереработка имеет и ряд рисков. Во-первых, постоянно дорожает баррель, а в себестоимости нефтепродуктов более 80 % приходится на сырье. Во-вторых, сегодня в мире активно производится модернизация действующих НПЗ и готовятся к вводу в эксплуатацию новые мощности по первичной переработке. В-третьих, значительные инфляционные процессы в развитых странах могут повлиять на спрос на светлые нефтепродукты. 

Учитывая эти предпосылки, становится понятно: в ближайшие 3—5 лет обеспечить стабильную прибыль смогут только предприятия, которые достигнут максимальной глубины переработки нефти на уровне свыше 90 %. Выжимать из природных углеводородов по максимуму – задача высокотехнологичная. Такие предприятия на территории СНГ можно по пальцам пересчитать. В той же России имеются десятки нефтеперерабатывающих предприятий, но в большинстве случаев они способны на приемлемом уровне обеспечить только первичную перегонку нефти, когда выход высокорентабельных светлых продуктов лишь немногим превышает 50 %. 

Белорусские НПЗ в этом отношении выглядят привлекательно на фоне большинства своих коллег из СНГ. Глубина переработки – свыше 70 %. Причем эти предприятия обладают потенциалом, чтобы увеличить этот показатель до уровня 90—92 %. Тогда экономическая эффективность переработки нефти достигнет уровня лучших европейских производителей. Причем белорусским переработчикам осталось сделать последний рывок в этом направлении. Согласно планам модернизации такой глубины они должны достигнуть уже к 2010 году. Осталось только внедрить в производство несколько новых технологий. Это значительно увеличило бы капитализацию предприятий, стоимость их активов. Весьма радужная перспектива накануне приближающейся приватизации. 

Насколько удастся белорусским нефтепереработчикам уложиться в сроки, предусмотренные программой модернизации, – вопрос сегодня не однозначный. Дело в том, что одними из лидеров в производстве технологий в нефтяной отрасли являются американские компании. В их же руках сконцентрированы и лицензии с патентами на эти разработки. Белорусские НПЗ их успешно приобретали и внедряли у себя во время минувших этапов модернизации. Сегодня на пропуск этих технологий в Беларусь наложено жесткое табу. 

Фактически американцы в некоторой степени «заморозили» процессы техперевооружения предприятий концерна «Белнефтехим». Кроме того, в минувшие годы белорусские предприятия приобрели ряд технологий у американских компаний. И некоторые современные отечественные нефтеперерабатывающие установки работают с катализаторами, произведенными в США. Межремонтные сроки составляют в среднем три года. Спустя это время необходимо менять отработанные катализаторы на новые. И сегодня вполне резонно можно предположить, что с их поставками в Беларусь могут возникнуть определенные сложности. А без эффективных катализаторов современные нефтеперерабатывающие технологии мертвы. 

Конечно, свет клином не сошелся именно на американских решениях. На мировом рынке технологий существуют и аналоги другой «национальности». Но когда разрабатывали планы модернизации и их финансовое обеспечение, санкции в расчет не принимали. О них и предположить не могли. А менять коней на переправе чревато неминуемым заваливанием всех сроков. По мнению же некоторых экспертов, уже через 3—4 года и инвесторов, и нефтяных давальцев будут интересовать заводы с глубиной переработки углеводородов свыше 90 %. Остальные предприятия окажутся никому не нужны, ибо «выжимать» из тонны черного золота только 60—70 % рентабельных продуктов становится экономически невыгодно. 

Рассчитывать на российские технологии в области нефтепереработки не приходится: они как таковые практически отсутствуют. Даже в советское время отрасль держалась на фундаментальных иностранных технологиях. Некоторые из них приобретались в единичном экземпляре, затем разбирались в НИИ до уровня «винтиков» и тиражировались на весь Союз. Увы, но факт остается фактом: обеспечить глубокую модернизацию нефтехимического комплекса своими  силами страны СНГ не могут. Нет соответствующих научных школ и разработок. 

Так, возможно, американские санкции навеяны отнюдь не политическими мотивами. Ведь при ограничении продажи технологий белорусские предприятия в некоторой степени теряют в своей инвестиционной привлекательности. Сегодня их активы в цене, и приобрести контрольный пакет акций белорусских НПЗ найдется немало желающих. Однако реальные покупатели, несомненно, живут в России, ибо только восточные нефтетрейдеры реально способны обеспечить бесперебойное поступление сырья на наши заводы. Кстати, сегодня российские нефтедобытчики активно стараются превратить свои компании в вертикальные холдинговые структуры. И для этого им, как воздуха, не хватает современных перерабатывающих мощностей. Доступ к технологиям у россиян имеется свободный. Во-первых, США не препятствуют их приобретению, во-вторых, у некоторых российских корпораций среди прочих активов имеются и значительные пакеты акций американских компаний, которые специализируются на производстве технологий для нефтепереработки. 

Другими словами, у потенциальных инвесторов не возникнет проблемы модернизировать белорусские предприятия и превратить их в высоколиквидные производства. Главное – их купить. И желательно подешевле и побыстрее. И американские санкции этому способствуют. Вполне возможно, что не обошлось тут без влияния финансовых кругов из других стран. США — страна насколько свободная, настолько же оригинальная. Лобби там разрешено официально, причем разрешается использовать широкий набор инструментов для проталкивания своих идей. Главное, чтобы деньги были. Возможно, и санкции против белорусских нефтепереработчиков американским конгрессменам кто-то нашептал. Ведь наши НПЗ стоят несколько миллиардов долларов. А когда речь идет о таких суммах, то можно постараться даже на международном уровне… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter