За горизонтом

Новое исследование: Нос человека различает триллион запахов

До собак нам далеко, но все же

Много раз мы слышали о том, что у людей по сравнению с животными очень плохой нюх. Снова и снова нам говорили, что мы способны различить примерно 10 тыс. запахов — число, которое может казаться большим только до тех пор, пока мы не вспомним, что собачье обоняние превосходит наше в тысячу, а то и в десять тысяч раз.

Но выяснилось, что люди не так уж плохи, если верить новому исследованию. А «примерно 10 тыс. запахов» — это, оказывается, голословная оценка, сделанная еще в 1920-х годах.

Сотрудники Рокфеллеровского университета (США) на основании экспериментов с 26 добровольцами выяснили, что на самом деле наш нос различает где-то триллион запахов. «Просто мы не обращаем на них внимания и не пользуемся ими, занимаясь повседневными делами», — поясняет ведущий автор Андреас Келлер.

Теоретически этот триллион запахов можно было бы создать, но, согласитесь, непрактично заставлять каждого испытуемого прикладываться к триллиону пробирок. Поэтому исследователи прибегли к той же хитрости, с помощью которой проводятся экзит-полы, то есть выясняют, кто за кого голосовал на выборах. Ученые предположили, насколько газы должны отличаться друг от друга (относительно содержания тех или иных молекул), чтобы их можно было различить с вероятностью, превышающей простой случай.

Подопытные защищали честь всего человечества следующим образом: каждый раз им давали по три пузырька, в двух из которых был один и тот же газ. В общей сложности, пишет «Compulenta.ru», ссылаясь на материалы Смитсоновского института, участникам пришлось пройти через 500 комбинаций одорантов, то есть всего в ходе эксперимента было протестировано несколько тысяч запахов.

Дело не в палеодиете, а в климате

Почему около 40 тыс. лет назад неандертальцы уступили место людям современного анатомического типа? Одна из самых популярных гипотез на этот счет гласит: наши предки могли похвастаться более разнообразным рационом, и это дало им конкурентное преимущество.

Геохимические исследования ископаемых костей вроде бы подтвердили, что мы и неандертальцы питались по-разному. Действительно, в костях людей современного типа было найдено более высокое содержание тяжелых изотопов азота по сравнению с останками неандертальцев, и показалось логичным предположить, что в диету наших пращуров входила рыба, тогда как неандертальцы зациклились на крупной дичи — мамонтах и бизонах.

Однако до последнего времени упускалось из виду то обстоятельство, что, возможно, изменилось соотношение изотопов азота в самих источниках пищи. Не стоит забывать, что определенные факторы окружающей среды (например, засуха) способны увеличить долю тяжелых изотопов в растениях, а это, в свою очередь, приводит к соответствующим изменениям в организме травоядных животных и хищников, которые ими питаются. При этом, заметьте, никто из них не изменит привычному образу жизни.

Сотрудники Тюбингенского университета (ФРГ) и Национального музея доисторической эпохи в Лез-Эзи-де-Тайак-Сирей (Франция) восполнили пробел, выяснив, что соотношение изотопов азота в костях и травоядных (северного оленя, обыкновенного оленя, лошади, бизона), и плотоядных животных (волков) претерпело существенные изменения к тому времени, когда на юго-западе Франции появился человек современного типа. Эти перемены похожи на те, которые наблюдаются в человеческих окаменелостях того же периода, то есть диета неандертальцев и наших предков, возможно, была почти одинаковой. А разница в изотопах — следствие перемен в окружающей среде.

Словом, пишет «Compulenta.ru», используя материалы Тюбингенского университета, «они» не так сильно отличались от «нас». Но почему наши пращуры побороли неандертальцев — все еще загадка.

Наши кости, оказывается, с секретом

Субстанцию, которая поглощает удар и делает наши кости более устойчивыми к переломам, обнаружили ученые Кембриджа.

Данные исследования, опубликованного в издании «Proceedings of the National Academy of Sciences», показывают, что минерал, из которого состоит кость, представляет собой вязкое вещество с крошечными кристаллами, которые могут перемещаться относительно друг друга. Именно эта «гидравлическая жидкость» делает наши кости устойчивыми к переломам даже при больших нагрузках.

Исследования показали, что химический цитрат, побочный продукт метаболизма клеток, смешивается с водой и создает вязкую жидкость, которая заполняет промежутки между нанокристаллами, образующими наши кости. Эта жидкость дает нанокристаллам подвижность, тем самым обеспечивая костям гибкость при одновременном снижении вероятности перелома.

Теперь ученые больше знают о природе костных заболеваний, пишет «CNews.ru». Здоровое тело поставляет костям кальций, «завернутый» в молекулы цитрата. Это предотвращает образование крупных ломких минеральных кристаллов. При этом здоровая костная ткань имеет белковую ячеистую структуру с маленькими отверстиями, где осаждается кальций. С возрастом ячейки ремонтируются плохо, отверстия увеличиваются, и вода с цитратом из них выходит. В результате начинают расти большие кристаллы, снижающие прочность кости. Для того чтобы лечить остеопороз и другие аналогичные болезни, необходимо найти способ предотвратить увеличение размера ячеек в костной ткани.

«StratoBus» похож на дирижабль

Проект «StratoBus» по созданию системы автоматических воздушных станций многоцелевого использования представила французская компания «Thales Alenia Spac». По задумке конструкторов, внешне аппарат будет напоминать дирижабль. Он сможет самостоятельно подниматься на заданную высоту и удерживать там нужное положение при помощи двух саморегулирующихся электрических моторов.

Предполагается, что «Strato-Bus» поможет в осуществлении наблюдения за государственными границами, водным бассейном и пр. Размеры «StratoBus» могут достигать 70—100 м в длину и 20—30 м в диаметре. В качестве обшивки предлагается применять прочный материал на основе углеродного волокна. Масса полезной нагрузки будет достигать 200 кг.

Эксплуатировать «дирижабли» предлагается на высоте около 20 км — над линиями движения самолетов и другого воздушного транспорта, уточняет «Compulenta.ru» в информации, подготовленной по материалам «Thales Alenia Space». Предполагается, что первые прототипы «StratoBus» появятся к концу текущего десятилетия.

Вертолет — уходящая натура

Оборонное научное агентство DARPA поручило четырем компаниям спроектировать летательный аппарат, который, возможно, придет на смену вертолетам. Новый тип воздушного судна будет взлетать и садиться вертикально, поднимать намного больше груза и лететь быстрее, чем вертолет.

Новый самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) должен решить извечную проблему вертолета. Многие годы инженеры пытались разработать эффективные СВВП, но так и не смогли увеличить максимальную скорость без снижения дальности полета или полезной нагрузки. Программа DARPA под названием «VTOL X-Plane» должна решить эту проблему, соединив возможности винтокрылой машины и летательного аппарата с неподвижным крылом. Подобный аппарат уже существует — это «V-22 Osprey», разработанный специалистами компаний «Bell» и «Boeing». «Osprey» является конвертопланом, то есть с помощью поворотных гондол двигателей он может летать по-вертолетному или по-самолетному, развивая скорость более 550 км/ч. Однако при всех своих преимуществах «V-22 Osprey» имеет плохое соотношение собственный вес/полезный груз и весьма недешев: его стоимость сравнима со стоимостью современного истребителя 4-го поколения. Кроме того, военным необходимы аналогичные аппараты с большими грузоподъемностью и скоростью.

В настоящее время DARPA получило работу по проектированию нового летательного аппарата четырем американским компаниям: «Aurora Flight Sciences», «Boeing», «Karem Aircraft» и «Sikorsky». Три из них уже представили рисунки облика перспективных аппаратов. Так, «Karem Aircraft» и «Sikorsky» похожи по конструкции на конвертоплан «V-22 Osprey». В свою очередь, «СВВП Boeing» имеет оригинальную конструкцию и использует 4 подъемно-маршевых вентилятора. Компания «Aurora Flight Sciences» выбрала сложный, но очень перспективный путь: использование высокоскоростных электрических вентиляторов.

К концу 2015 года, пишет «CNews.ru», все четыре компании должны представить эскизные проекты своих СВВП. Затем специалисты DARPA решат, какой проект необходимо довести до стадии опытного образца. Ожидается, что летные испытания прототипа начнутся в 2017—2018 годах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter