Ящик пандоры Сергея Портенкова

Фантастический мир Гомельского художника по металлу принес ему реальную победу на престижном конкурсе в Париже
В старинных замках и дворцах раздолье для привидений, интерес к которым подогревается всевозможными мифами и легендами. Гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей тоже окутан тайнами и загадками. Причем там можно не только пропитаться историческим прошлым и услышать немало удивительных рассказов, но и увидеть настоящих монстров. Именно сейчас. Еще в мае в “подземелье” дворца открылся “Ящик Пандоры” — выставка, на которой представлен фантастический мир Сергея Портенкова, гомельского художника по металлу. 

Он создает стрекоз, жуков, драконов и прочих мифических персонажей из металлических элементов отслуживших свой век механизмов. Это уже его третья персональная выставка в Гомеле. Не так давно Сергея Портенкова “настиг” и  международный успех.


Фото Олега Белоусова

Удачный дебют

Где-где, а в Париже знают толк в искусстве, и быть там замеченным, а уж тем более отмеченным мечтает, пожалуй, каждый художник. Еще в позапрошлом веке, в 1840-е годы, французский драматург и художник барон Исидор Жюстен Северин Тейлор создал ассоциацию художников, скульпторов, архитекторов, граверов и дизайнеров.  Ежегодно вручаются премии Тейлора в двух направлениях искусства — живописи и скульптуре. По итогам дебютного участия белорусской творческой делегации в выставке Art Capital, которая проходила в знаменитом художественном салоне "Гран Пале" осенью 2015 года, этих престижных премий удостоились художница из Гродно Валентина Шоба и гомельский скульптор Сергей Портенков. Наш павильон был организован посольством Беларуси во Франции при содействии Национального художественного музея и Культурного центра Беларуси во Франции. На церемонии, состоявшейся в Париже в июне нынешнего года, награды были переданы представителю нашего посольства.



Уроборосы — металлический и бумажный.

Волшебные превращения

Кареглазый, доброжелательный, улыбчивый Сергей Портенков с юмором рассказывает о себе и о своем увлечении конструированием из металла.

Вырос Сергей в обычной семье. Отец родом из Кормянского района, был военным. Он обладает каллиграфическим почерком, хорошо рисует, но не афиширует это, считая несерьезным делом. Мама родом из-под Смоленска. Младший брат стал строителем, хотя и у него есть неплохие художественные задатки. Сын тоже работает с металлом — ремонтирует автомобили. Сергей надеется, может, внуки пойдут по его стопам.

Сам Портенков учился на истфаке Гомельского университета, одиннадцать лет работал художником-бутафором в Гомельском областном драматическом театре. Рисует, лепит, вырезает и мастерит что-то руками с раннего детства.

Для создания работ, представленных на выставке в гомельском дворце, Сергей использовал старые запчасти автомобилей, компьютеров, бытовой техники, часов, поизносившиеся дворники от троллейбуса, элементы духовых инструментов и даже трофейную люстру. Все это скреплял винтиками-болтиками. Сварку и пайку не признает, во всяком случае, пока. К тому же транспортировать и хранить крупные работы легче в разобранном виде.

Сергей Портенков считает, что все сочленения его существ должны быть “живыми”: руки-ноги-хвосты — двигаться, пасти — открываться, зубы — щелкать, а глаза — гореть! У каждого экспоната есть провода, идущие к моторчику, — это чтобы казалось, что вот-вот они взлетят или задвигаются по-настоящему...

Автора!

Своего первого Уробороса — змея, кусающего себя за хвост (это древнейший символ бесконечности в различных религиях и культурах), — Сергей Портенков создал из металлических элементов. Он экспонировался среди прочих его работ на выставках в Москве, Минске, других городах. Фотографии змея попали в интернет, где на одном из сайтов его и заприметили французы. Они стали искать Сергея, чтобы пригласить поучаствовать в выставке Art Capital. Однако ни в одной из социальных сетей его не оказалось. Найти контакты помог профессор современного искусства Виктор Альшевский из Минска.

Поскольку материалы для выставочных работ всякий раз строго регламентируются, Сергею предложили сделать копию металлического Уробороса из бумаги.

— Я просто не знал, на что соглашаюсь, ведь предстояло соревноваться с мировыми знаменитостями. А тут еще бумага... — вспоминает он. — Пришлось использовать технологию, чем-то похожую на папье-маше, но с креплением на бумажные же детали. Поначалу все расползалось. Признаюсь, очень велико было искушение использовать металлические винтики, ведь не будут же скульптуру пропускать через рентген. Но решил, что все должно быть честно — только бумага и клей ПВА. Многое мешало тогда. Однако настойчивость моей жены Майи, верившей в меня и просившей доделать эту работу вопреки всему, помогла, как ничто другое.

Бумажного Уробороса доставили в Париж самолетом в заключительный день приема работ и самым последним. Но уже совсем скоро он стал первым! Свою победу во французском конкурсе и персональную выставку в Гомеле Сергей посвятил памяти безвременно ушедшей жены Майи.

Кстати, на гомельской выставке можно увидеть обоих Уроборосов — металлического и бумажного, покрашенного серебрянкой. Они симметрично стоят с двух сторон центральной арки, как стражи у входа в мир мистики и фантазий своего творца. А центральное место в выставочном зале заняла скульптурная композиция “Миф о мирном атоме”, посвященная чернобыльской катастрофе. Оборванная цепь на ошейнике дракона символизирует мирный атом, вышедший из-под контроля человека.


Композиция “Миф о мирном атоме”.

Железные страсти

Первым металлическим “монстром”, изготовленным Портенковым, стала стрекоза. Начиналось это как хобби. В 2006 году его друг построил дом и попросил сделать “что-нибудь” для зеленого газона. Сергей отдал предпочтение металлу — наиболее долговременному материалу. Использовал также стекло и пластик. В результате появилась первая стрекоза Портенкова. А на выставке их целая эскадрилья! Причем имена у них как у военных машин, к примеру, МЕ-109Е. Есть Флаер. Одна сделана из хрустальной люстры, поэтому и названа Хрустальная Мечта. Сергей рассказал мне, что в Японии стрекоза символизирует отвагу. А сам он считает этих насекомых наиболее загадочными и может часами наблюдать за их поведением в природе.

Еще одна страсть Портенкова — жуки, о которых он знает очень много. Его самая маленькая работа — “Пьющий воду”. Это 20-сантиметровый дракончик, который стоит дома на аквариуме. А самые большие — под 2 метра и выше. Например, “Богомол”.

В числе первых новорожденные скульптуры Портенкова видят члены гомельского мотоклуба “Ночные волки”, предоставившие ему место для постоянно действующей выставки и мастерскую. 

Сергей — завсегдатай блошиных рынков. Обычно он сразу видит в железках их будущие воплощения. Раньше тщательно очищал, но сейчас хочет сделать что-нибудь из постаревшего металла, используя его ржавчину и коррозионные изменения как художественный элемент. Уже практически готов такой хамелеончик.

Теперь, когда количество работ Портенкова перевалило за тридцать, мастер наконец соглашается, что отдельные экземпляры могут быть проданы. Однако расставаться со своими произведениями ему очень не хочется.

А в “подземелье” гомельского дворца стоит поспешить — “Ящик Пандоры” закроется 28 июля.

Елена Парфианович

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter