Ядро модельного успеха

Пока экономисты, экологи, энергетики, а нередко и политики продолжают вялотекущую дискуссию относительно целесообразности атомной энергетики, жизнь уже решила эту проблему.

Пока экономисты, экологи, энергетики, а нередко и политики продолжают вялотекущую дискуссию относительно целесообразности атомной энергетики, жизнь уже решила эту проблему.

Возводятся новые атомные реакторы в Финляндии, Иране, Иордании, Индии, а Украина и вовсе решила возобновить на качественно новом этапе собственные проекты производства ядерного топлива. Сегодня в 30 странах мира работают 193 атомные станции более чем с 400 энергоблоками, одновременно ведется строительство еще семи десятков атомных реакторов – это своего рода рекорд последних двух десятилетий. Постчернобыльские фобии канули в Лету, постфукусимские – не смогли набрать критического уровня. Рост ядерной энергетики неизбежен – и это является очевидным фактом, констатируют и ученые, и экономисты.

Сегодня все больше экспертов единодушны в том, что атомная энергетика – устойчивая и экологически безопасная система для производства электроэнергии, поэтому необходимо максимально использовать те значительные преимущества, которые она дает.

– Во-первых, устойчивое, экологически безопасное обеспечение человечества энергией не может быть реализовано в рамках технологий с использованием органических теплоносителей, – убежден заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, доктор физико-математических наук, профессор Рафаэль Арутюнян. – Достижение другими государствами уровня потребления электроэнергии, соответствующего развитым странам, на основе тепловой энергетики приведет к абсолютно неприемлемому масштабу экологических проблем – даже при современной численности населения Земли (а численность эта неуклонно продолжает расти). Во-вторых, исходя из рисков, связанных с глобальным потеплением, ядерная технология является единственной, способной обеспечить базовые потребности человечества в электроэнергии.

– Сейчас в мире в целом ощущается нехватка электроэнергии, а от этого зависит социально-экономическое самочувствие стран, – поясняет заместитель генерального директора МАГАТЭ Александр Бычков. – Есть страны, где наиболее актуально создавать новые источники электроэнергии, а есть страны, где, напротив, наиболее актуальны не новые источники, а энергоэффективность. Одна из явных глобальных современных тенденций – диверсификация источников энергии, поскольку энергетическая безопасность для многих сегодня является очень важным вопросом. Проще говоря, государства стремятся разнообразить свою «энергетическую корзину».

Между тем газ, уголь, нефть требуют достаточно больших коммуникационных затрат и устойчивых путей транспортировки. А атомная энергетика – нет. Например, для перезагрузки одного ядерного реактора достаточно поездом или даже самолетом привезти топливные сборки всего один раз в год!

Любопытно, что косвенно на выгоды атомной энергетики при наличии соответствующих предпосылок для ее развития указывают даже ее противники. Немецкая газета «Дойче велле», сообщая об отказе энергетического концерна RWE от ряда проектов строительства новых АЭС, объясняла подобный отказ в том числе повышенными требованиями к безопасности энергоблоков и, как следствие, их высокой стоимостью, в результате чего приносить деньги в экономику страны они начинают «лишь через 12–15 лет». Как замечает немецкий эксперт-антиатомщик Майкл Шнайдер,  строительство новых АЭС сегодня возможно только в тех странах, где есть воля руководства финансировать эти проекты или гарантировать капиталовложения.

В Союзном государстве наличие подобной воли – факт неоспоримый. Кстати, подходы к атомным программам на планете сильно разнятся: часть стран (в частности ОАЭ) строят АЭС на коммерческой основе с поддержкой государства, другие страны выстраивают специализированную жесткую государственную вертикаль. Обе модели имеют право на жизнь, но для некоторых стран выстраивание именно государственной вертикали может быть гораздо эффективнее. Именно вторую модель избрала для себя и Беларусь, возводящая в настоящее время свою первую атомную электростанцию по российскому проекту «АЭС-2006». Причем, как заявил в рамках VI Международного форума «Атомэкспо-2014» глава «Росатома» Сергей Кириенко, наши страны развивают комплексное сотрудничество по всему жизненному циклу атомной энергетики, что включает в себя не только сооружение АЭС, но и развитие науки, решение вопросов обеспечения ядерным топливом, подготовку кадров и специалистов:

– Мы изначально договаривались о том, что на этой стройке будем реализовывать задачу повышения уровня локализации, с тем чтобы белорусские компании набирали опыт сооружения АЭС как для собственных нужд, так и для совместной работы с российскими компаниями в третьих странах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter