Яблочный резерв

ЕЩЕ недавно можно было услышать недовольство покупателей, вызванное отсутствием белорусских яблок на прилавках магазинов. Импортные и дороже, и обработаны отнюдь не полезным воском для более длительного хранения. А хочется своих, подешевле, с червоточинкой, витаминных. Ситуацию обсудили в Правительстве, Премьер-министр лично посетил овощехранилища. В результате всего за несколько недель наступившего года ситуация резко изменилась. Резерв для массового поступления яблок в магазины есть — в стабилизационный фонд в этом сезоне заложено более 19 тысяч тонн яблок. По поручению Премьер-министра Беларуси Михаила МЯСНИКОВИЧА этот объем был увеличен практически в полтора раза — дополнительно в хранилища республики заложили еще 11 тысяч тонн хорошо уродивших в этом году фруктов. Теперь очередь за магазинами. Корреспонденты «БН» решили лично убедиться, легко ли купить белорусские яблоки и овощи и насколько они дешевле импортных.

Теперь в соответствии с постановлением Минторга №4 об ассортиментном перечне в каждом магазине, в зависимости от его площади, должно присутствовать минимум 1—3 наименования этих отечественных фруктов

ЕЩЕ недавно можно было услышать недовольство покупателей, вызванное отсутствием белорусских яблок на прилавках магазинов. Импортные и дороже, и обработаны отнюдь не полезным воском для более длительного хранения. А хочется своих, подешевле, с червоточинкой, витаминных. Ситуацию обсудили в Правительстве, Премьер-министр лично посетил овощехранилища. В результате всего за несколько недель наступившего года ситуация резко изменилась. Резерв для массового поступления яблок в магазины есть — в стабилизационный фонд в этом сезоне заложено более 19 тысяч тонн яблок. По поручению Премьер-министра Беларуси Михаила МЯСНИКОВИЧА этот объем был увеличен практически в полтора раза — дополнительно в хранилища республики заложили еще 11 тысяч тонн хорошо уродивших в этом году фруктов. Теперь очередь за магазинами. Корреспонденты «БН» решили лично убедиться, легко ли купить белорусские яблоки и овощи и насколько они дешевле импортных.

СТОЛИЦУ практически на 50—60 процентов обеспечивает отечественными картофелем, свеклой, морковью, луком, капустой и яблоками УП «Партизанское», у которого на территории Минска и Минского района пять участков овощехранилищ, общая мощность которых 71,5 тысячи тонн. Бесспорно, это крупнейшая база в столичном регионе, куда ежедневно поступают до 600 заявок от торговых точек на поставку овощной продукции. Одних только яблок забирают до 30 тонн в день. Благо их в этом году здесь заготовили вдоволь — шесть тысяч тонн, что на тысячу тонн больше, чем в прошлом. 15 сортов, которые заложены в хранилище, закуплены у сельхозпредприятий и фермеров со всех уголков республики.

— Мы предварительно, еще в феврале, заключаем договора с производителями на сентябрьскую поставку в наши хранилища овощей и фруктов. Ведь это не сахар и не печенье. Наша продукция быстрее портится, и нам нужно рассчитать так, чтобы овощи были реализованы в течение этого сезона, — поясняет заместитель генерального директора УП «Партизанское» Елена Бердникович.

Профессиональные производители предлагают урожай различных сортов с разными сроками сохранения, в соответствии с которыми яблоки в дальнейшем и поступают в розничную сеть из стабилизационного фонда. А вот закупленная у населения продукция идет на переработку, так как сберечь ее до следующего урожая практически невозможно.

Какие условия для фруктов создали в хранилищах УП «Партизанское»? Некоторые сорта хранят в газовой среде, что увеличивает срок их сохранности на 10—15 процентов, благодаря чему яблоки смогут поступать в розничную сеть вплоть до июня. Сегодня УП «Партизанское» отпускает яблоки по 6412 рублей за килограмм (при этом торговая надбавка магазина на эту продукцию не должна превышать 25 процентов).

— Кроме розничной сети, обеспечиваем овощами и фруктами объекты общественного питания: комбинаты школьного питания и дошкольные детские учреждения — от них заявки приходят по 2—3 раза в день. Им мы поставляем яблоки даже в июне, — рассказывает Елена Бердникович.

Сегодня в УП «Партизанское» обращаются как государственные, так и крупные сетевые магазины, гипермаркеты — на белорусские яблоки спрос есть.

— К тому же их внешний вид и вкусовые качества ничуть не уступают импортным, а цена порой в разы ниже, — говорит Елена Бердникович. — Мы в состоянии обеспечить торговлю этой продукцией. Сегодня без перебоев выполняем все заявки, при необходимости перекидывая их с одной базы на другую. Так что, если яблок нет на прилавке, это, скорее, недоработка магазина: либо не заказали, либо красивое румяное яблоко продали быстрее, чем рассчитывали, ведь кто-то придет в магазин за килограммом фруктов, а кто-то возьмет сразу ящик.

Помимо яблок, УП «Партизанское» в этом году заложило на хранение 22,2 тысячи тонн картофеля, 8,3 тысячи тонн капусты, 2,8 тысячи тонн лука. В день из этих овощехранилищ в магазины уходит 50—70 тонн овощей. К слову, сегодня торговля просит белорусского лука больше, чем яблок. Но в УП «Партизанское» обещают: «слезного» овоща всем хватит до июня.

Примечательно, что при таких объемах отгрузки назад овощи не возвращаются.

— Продукция качественная, брак встречается крайне редко. Но на всякий случай мы даем 1—1,5 процента от отгружаемого объема на выбраковку, — продолжает  Бердникович.

Сегодня УП «Партизанское» уже реализовало 25 процентов всей заготовленной в этом сезоне продукции, что соответствует плану. При всей востребованности белорусских овощей и фруктов о наращивании объемов реализации этому предприятию говорить не приходится.

— Сегодня практически каждое хозяйство, каждый фермер имеют собственные хранилища. Теперь им не нужно стремительно продавать свой урожай осенью — они в состоянии сохранить его до весны и продать по гораздо более высоким ценам, — говорит о конкурентах Елена Бердникович. — Да и торговле порой удобнее работать с прямыми поставщиками. Поэтому сегодня ставится вопрос, кто первый наладит контакты и первый доставит свою продукцию. Если еще пару лет назад доля нашего предприятия на рынке была 90 процентов, то сейчас у нас лишь 55—60 процентов. Но многие столичные магазины предпочитают работать с нами.

– ПРАКТИЧЕСКИ все овощи мы берем в УП «Партизанское»: продукция качественная, расходится быстро. Через день делаем заявки на 600—700 килограммов. Признаюсь, стараюсь брать нефасованный товар — он пользуется большим спросом у покупателей, которые всегда хотят сами выбрать понравившиеся экземпляры, — рассказывает заведующая магазином № 22 Заводского пищеторга Светлана Гарбацевич.

Что до яблок, то в этом магазине на ящик импортных приходится 5—6 ящиков белорусских.

— Дорогие испанские и голландские берут, как правило, по 2—3 штучки. Наверное, когда идут в гости или навестить кого-то в больнице. Зато белорусские сразу по килограмму и больше, — рассказывает Светлана Гарбацевич. — В моем магазине белорусские яблоки есть каждый день. Это даже необходимость: в нашем районе много пенсионеров, доходы которых не так велики, чтобы покупать импортную продукцию. Вот сегодня у нас в магазине есть белорусские яблоки сорта «глостер» по 8800 рублей и «мустун» по 10 400 рублей за килограмм.

— Я больше доверяю белорусским яблокам — мне кажется, они полезнее, так как в них меньше нитратов, они не обрабатываются ничем для сохранности и перевозки из другой страны. Да и дешевле. А на вид — тоже красивые и аппетитные, — говорит покупательница Ирина.

Розничная сеть в целом в этом году отмечает повышенный спрос на белорусские яблоки.

— Несмотря на прошлогодний урожай, когда, кажется, практически у всех дома было по мешку собственных яблок, люди активно сегодня покупают их в магазине. Объем реализации яблок в этом году в нашем магазине выше, чем в прошлом, — говорит Светлана Гарбацевич.

Регулярно за овощной продукцией в УП «Партизанское» обращается и столичный универсам «Байкальский». Чтобы привлечь внимание посетителей к белорусской продукции, здесь идут на свои хитрости. Например, здешняя морковь выгодно отличается от аналогичного товара в соседних магазинах.

— Мы ее сами очищаем от земли и пыли — чистая она привлекает покупателей. К тому же за красивый товар им не приходится платить больше — это исключительно наша инициатива, которая никак не сказывается на стоимости товара, — поясняет товаровед универсама «Байкальский» Людмила Андриевич. — Нужно быть гибче в торговле и всячески стараться не потерять покупателя, завлекая его и чистой морковью, и дешевыми яблоками.

КСТАТИ, отечественные овощи и фрукты — не та продукция, на которой магазины могут хорошо заработать. Они относятся к социально значимым товарам, а на них устанавливается фиксированная торговая надбавка: на картофеле и свекле магазин имеет право накрутить не более 200 рублей на килограмме. На капусте, луке и моркови — 240 рублей, с яблок можно брать не более 25 процентов от их отпускной стоимости. То есть торговля «своим» для магазинов стала скорее социальной функцией по обеспечению населения недорогими продуктами первой необходимости, а не заработком. К слову, в этом году в стабилизационный фонд республики заложено 214 тысяч тонн овощей и картофеля. Вопрос контролируется в каждой области, где, по аналогии со столичным регионом, есть свои лидирующие предприятия по хранению осеннего урожая и поставке его в розничную торговую сеть. При этом в Минторге настаивают — никто не выступает против импортного аналога, но у потребителя всегда должно быть право выбора и возможность приобрести отечественную продукцию.

— Перед тем как создается стабилизационный фонд, каждый облисполком определяет перечень хранилищ, которые будут задействованы для этого в регионах. С учетом того, что у нас рынок открыт, помимо стабилизационного фонда, овощи и картофель на хранение закладывают и производители (сельхозпредприятия и фермеры), чтобы потом напрямую поставлять их в розничную торговую сеть. Поэтому торговые предприятия сами решают, чью продукцию им выгоднее брать. Всего в республике хранением овощей занимаются 330 организаций с общим объемом единовременного хранения 375 тысяч тонн, — комментирует ситуацию начальник управления потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Беларуси Светлана Слинько.

Традиционно в регионах лидером в этом вопросе был Белкоопсоюз, который как закупает продукцию растениеводства у населения, так ее в дальнейшем хранит и продает. Однако известно, что у сельчан овощи пользуются меньшим спросом. У большинства населения есть свои огороды, следовательно, свой урожай и свой «стабилизационный фонд». Но есть и здесь свои исключения.

— Белорусская овощная продукция востребована и в сельмагах. Многие отвыкли заниматься заготовками, вести огород. А у тех, кто все же сажает грядки, к февралю запасы истощаются, и они тоже направляются в магазин. Перед нами же стоит задача обеспечить всех продовольствием, — пояснила «БН» Светлана Слинько. — Поэтому, когда мы совместно с облисполкомами отрабатываем схему закладки на следующий год, учитываем в том числе численность населения в каждом регионе и покупательский спрос. К слову, если в сезон 2009—2010 года было заложено 59  тысяч тонн картофеля, то в сезон 2012—2013 года — 93,7 тысячи тонн. То есть постепенно увеличивается объем стабилизационного фонда, при этом сокращается импорт этой продукции. Исключение составляют яблоки, которых мы в этом году стали импортировать больше. Как показывали данные мониторинга, в сентябре прошлого года не во всех торговых объектах были белорусские фрукты. Потому-то и появилось постановление Минторга, регламентирующее обязательное наличие от 1 до 3 видов яблок во всех магазинах в зависимости от  их торговой площади.

РАСХОДОВАТЬ стабилизационный фонд предлагается с 15 ноября по 31 мая. Но к подготовке к закладке овощей на следующий год всем рекомендовано приступить еще до 31 мая. То есть пока будет расходиться имеющийся запас, нужно готовиться к следующей закладке. Нововведение этого года — отправка на экспорт сверхнормативных остатков стабилизационного фонда (ранее он был предназначен только для внутреннего рынка).

Минторг поручился: в этом году овощей и яблок белорусам точно хватит до июня.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter