Взгляд со стороны

Недавно Европейская экономическая комиссия ООН представила в Минске второй обзор результативности экологической деятельности в Беларуси, который был сделан по просьбе нашей страны в 2004—2005 годах. Международные эксперты дали детальную оценку природоохранной деятельности Беларуси, определили проблемы, на которые, по их мнению, следует обратить внимание. Это важная информация, поскольку позволяет не только сравнить результаты нашей деятельности в этой сфере с достижениями других государств, но и с учетом рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН формировать собственную экологическую политику.

Краткая предыстория
Когда в конце 80-х годов прошлого столетия был окончательно поднят “железный занавес”, ни у кого не было четкого представления о состоянии окружающей среды Европы. Но, как известно, природа не знает границ, и многие экологические проблемы носят трансграничный характер. Поэтому министры охраны окружающей среды региона, собравшиеся в 1991 году в замке Добржиш в тогдашней Чехословакии, выступили с инициативой “привести к общему знаменателю” природоохранную политику разных стран, дабы улучшить экологическую ситуацию в целом.
Нужна была точная оценка состояния окружающей среды Европы, и министры обратились с просьбой о предоставлении наиболее полной информации в природоохранной сфере. В итоге была опубликована так называемая “Добржишская оценка”. Этот обзор обозначил первую общую картину состояния окружающей среды в Европе. На состоявшейся в 1993 году в Швейцарии второй конференции “Окружающая среда для Европы” было решено оценивать экологическую ситуацию более детально, то есть не только проводить мониторинг состояния окружающей среды отдельных государств, но и изучать их природоохранную деятельность во всех ракурсах.
В результате родилась программа подготовки обзоров результативности экологической деятельности (ОРЭД). Ее цель — оценка усилий той или иной страны по уменьшению существующего в ней общего потенциала загрязнения, по обеспечению эффективности управления природными ресурсами, по интеграции экологической и социально-экономической политики, по сотрудничеству с международным сообществом. Кроме того, обзоры призваны оказывать помощь странам с переходной экономикой в совершенствовании механизмов рационального использования природных ресурсов.
Подготовка обзоров результативности экологической деятельности путем использования экспертного анализа также способствует диалогу между странами — членами ЕЭК ООН и согласованию условий и политики в области охраны природы по всему региону. Исследования проводятся международными группами экспертов в тесном сотрудничестве с национальными экспертами. Кстати, ОРЭД осуществляется только на добровольной основе — по заявке заинтересованной стороны.
Такие обзоры уже подготовлены по 23 государствам, а по нашей стране — во второй раз (первый проводился в 1997 году).
Загрязняешь —плати
Каковы же выводы экспертов? Они с удовлетворением констатируют, что Беларусь выделяет существенную долю средств на экологические цели, в частности в 2002 году — около 1,9 процента ВВП. Данные за последующие годы подтверждают тенденцию к увеличению этого показателя. Здесь мы опережаем страны Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии (ВЕКЦА).
В обозреваемый период основные расходы пришлись на охрану и рациональное использование водных ресурсов, а также на инвестиции в программы по охране окружающей среды.
Наша страна активно использует экономические инструменты для ограничения загрязнения воздуха и воды, для управления природными ресурсами. В дополнение к платежам, которые пополняют фонд охраны природы, в Беларуси взимается экологический налог, включающий платежи за использование природных ресурсов. Платежи за загрязнение взимаются со всех природопользователей — как юридических, так и физических лиц. Теоретически их размер является производным от стоимости предполагаемого экономического ущерба в результате загрязнения. Но, как отметила руководитель Программы обзора результативности экономической деятельности Европейской экономической комиссии Катрин Массон, на практике ущерб трудно рассчитать.
Оказывается, в Беларуси размеры платежей за загрязнение воздуха — одни из самых высоких в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Однако, констатируют эксперты, есть случаи, когда они законно снижаются или полностью отменяются. В частности, при ведении субъектами хозяйствования за счет собственных средств строительства, реконструкции или модернизации оборудования по очистке топочных газов сумма налога за выбросы загрязняющих веществ уменьшается на сумму освоенных средств на эти цели.
В то же время руководитель проекта признала, что в нашей стране система платежей за сбросы сточных вод проще, чем во многих других странах. Правда, белорусской системе платежей за загрязнение присущ ряд произвольных элементов и исключений, одним из которых является предоставляемая предприятиям возможность избежать выплат в случае, если они вкладывают в экологию деньги.
— Несмотря на то, что верхние границы ставок платежей за некоторые виды загрязнения в Беларуси по международным стандартам высоки, они не оказывают большого воздействия, — пояснила г-жа Массон. — Рыночные механизмы стимулирования природоохранной деятельности субъектов хозяйствования в Беларуси пока не действуют, поскольку большинство предприятий имеют государственную форму собственности и субсидируются из бюджета, что значительно снижает стимулирующий эффект платежей. Парадоксальным является тот факт, что именно отсутствие рыночной экономики позволило Беларуси ввести такие высокие платежи за загрязнение окружающей среды, так как промышленный сектор, имея льготы, в состоянии их выплачивать.
Под особым
“присмотром”
В Беларуси, отмечают эксперты, создана разветвленная система мониторинга. Например, проверка качества атмосферного воздуха проводится в 16 городах страны, в которых живет 65 процентов населения. Однако существующее состояние сети мониторинга не соответствует требованиям, установленным действующими нормативными документами. Скажем, на начало 2005 года в республике была лишь одна автоматическая станция (в Могилеве). А из всех действовавших постоянно станций только 12 удовлетворяли национальным стандартам измерений среднесуточных концентраций загрязнителей в атмосфере. Суммарный индекс загрязнения воздуха выше всего зафиксирован в Гомеле и Речице, а вот в Гродно, Новополоцке, Светлогорске, Полоцке и Витебске он был лишь незначительно выше нормы.
Качество поверхностных вод проверяется на 134 пунктах наблюдения, в основном на крупных реках. 41 процент поверхностных вод классифицируется как относительно чистые, 58,4 процента — как умеренно загрязненные, 0,6 процента вод признаны очень грязными. Наиболее загрязненными оказались участки рек Уза (ниже по течению от Гомеля), Припять (ниже Пинска), Свислочь (ниже Минска и вблизи населенного пункта Свислочь).
В отдельных областях качество подземных вод подвержено риску загрязнения отходами свалок, пестицидами и навозом из мест их захоронения. Угрозу представляют и некоторые заброшенные военные базы. Концентрация нитратов в воде в большинстве шахтных колодцев превышает предельную величину. Солигорский калийный комбинат представляет самую большую угрозу водоносным горизонтам в регионе.
Сравнительный анализ данных мониторинга лесов 1992 и 2003 годов свидетельствует о некотором ухудшении состояния древостоя (дефолиация), в основном в Гомельской и Минской областях. Степень дефолиации в белорусских лесах выше, чем в среднем в Европе. Вместе с тем доля сухостойных деревьев в нашей стране составляет только 43 процента от среднего европейского показателя.
Что касается почв, то к эродированным отнесены 491,2 тысячи гектаров сельскохозяйственных земель. Кроме того, 1,4 миллиона гектаров земель подвержено водной эрозии и 3,4 миллиона гектаров — деградации почв.
Белорусский опыт востребован
На презентации второго обзора результативности экологической деятельности Беларуси среди приоритетов в природоохранной деятельности в нашей стране начальник отдела международного сотрудничества Минприроды Александр Рачевский назвал климат, а именно — сохранение озонового слоя и выполнение условий Киотского протокола. По-прежнему актуальными являются вопросы сохранения биоразнообразия, проблемы водных ресурсов и качества воды. Будет продолжаться работа по безопасной утилизации отходов и сохранению земельных ресурсов.
По словам Александра Рачевского, Беларусь в области природоохранной деятельности активно сотрудничает с другими государствами. В частности, Китай, Балканские страны и страны Ближнего Востока заинтересованы в подписании с Беларусью рамочных соглашений в этой сфере. А Сирия намерена провести переговоры по организации совместных работ в области геологии. Эту страну и некоторые другие арабские государства интересуют белорусские технологии в области разведки, изучения и освоения полезных ископаемых. Ряд перспективных предложений поступил от стран Балканского региона. Большие перспективы открывает сотрудничество с Венесуэлой.
“Мы считаем целесообразным присоединиться к международному Протоколу о воде и здоровье”, — сказал Александр Рачевский, подчеркнув значимость этого соглашения для здоровья населения Беларуси и оптимизации обеспечения ее жителей чистой питьевой водой. В ближайшее время Минприроды направит соответствующее предложение в правительство страны.
Кстати, в настоящее время Беларусь является участницей
19 глобальных и региональных природоохранных конвенций и протоколов, а также реализует ряд международных проектов в области экологии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter