Вызовы времени принимаются

Большой интеграционный день в Москве прошел насыщенно и деловито...

Большой интеграционный день в Москве прошел насыщенно и деловито. Сразу три саммита подряд принимал Кремль. Около полудня здесь началась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. После обеда эстафету подхватил Межгосударственный совет ЕврАзЭС. А уже ближе к вечеру прошел Высший евразийский экономический совет. Все аспекты евразийской интеграции имели возможность обсудить президенты Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Армении. Детали двусторонних белорусско-российских отношений Александр Лукашенко и Владимир Путин обсудили в ходе двусторонней встречи.


Саммит ОДКБ принес одну поучительную новость: по просьбе Узбекистана приостановлено его членство в организации. В общем–то есть в этом и некоторая польза... На будущее сделан принципиальный вывод: вступление любой страны в ОДКБ станет возможным только после ратификации всех без исключения уставных документов. Они должны иметь статус национальных законов. Половинчатые решения недопустимы. Это касается и Узбекистана, если он пожелает вернуться. Организация по–прежнему открыта для новых членов, но четко формулирует условия участия.


Президенты сошлись в оценках, что прошла одна из самых результативных сессий совета. Приняты принципиальные решения об усилении военной составляющей ОДКБ. В их числе — договоренность о создании Коллективных сил организации. Они объединят все созданные ранее совместные военные формирования — Коллективные силы оперативного реагирования, миротворческие и различные двусторонние контингенты. Кроме того, новая объединенная структура усилится авиационной составляющей и силами специальных операций.


Еще один важный итог — договоренность о создании Коллективных сил реагирования на чрезвычайные ситуации.


Таким образом, работа смещается в практическую плоскость, на чем всегда заостряла внимание белорусская сторона. Ведь именно в этом залог укрепления влияния и авторитета ОДКБ как в зоне своей ответственности, так и в мире в целом.


Своевременность принятых решений хорошо просматривается на фоне видения перспектив. Александр Лукашенко, выступая на сессии, отметил сложность ситуации обозримого будущего. Для такого вывода мотивов достаточно. Лихорадит Ближний Восток. Крупные государства склонны вести себя, не учитывая интересов других стран. Политическое и экономическое давление стало обыденным инструментом решения политических задач. Обостряется информационное противоборство. И плюс ко всему после 2014 года ОДКБ получит еще одну головную боль — Афганистан, когда из него будут выведены коалиционные войска. Президент делает вывод:


— Возложенная на ОДКБ миссия обеспечения национальной и коллективной безопасности, а также координация внешнеполитических позиций по международным и региональным вопросам в настоящее время востребована как никогда.


Минск видит дальнейшее совершенствование деятельности ОДКБ в тесном сотрудничестве с другими международными организациями — ОБСЕ, миротворческими силами ООН и даже НАТО. Североатлантический альянс хоть и делает вид, будто не замечает наше региональное объединение, но к его деятельности все же присматривается довольно пристально. Особенно к практической стороне работы — совместным учениям и другим подобным мероприятиям.


Президент Беларуси выделил несколько сфер первоочередного внимания, которые определяют дальнейшее сбалансированное развитие ОДКБ. В военно–техническом сотрудничестве следует уделить внимание созданию совместных научно–исследовательских групп и конструкторских бюро, способных разрабатывать новые образцы вооружений и техники. Совместные учения надлежит проводить по реальным современным сценариям. Ну и главное — держать руку на пульсе и адекватно реагировать на все новые угрозы. Александр Лукашенко подытожил:


— Согласованность действий всех компонентов системы коллективной безопасности позволит нашей организации оставаться в фарватере ключевых тенденций международной политики.


Межгосударственный совет ЕврАзЭС и Высший евразийский экономический совет логично следовали друг за другом. Главный вопрос первого заседания — собственно судьба самого ЕврАзЭС. По общему признанию — самого эффективного постсоветского интеграционного объединения. Ведь из него выросли более продвинутые структуры — Таможенный союз и Единое экономическое пространство, а в 2015 году они эволюционируют в Евразийский экономический союз. Таким образом, главные задачи ЕврАзЭС выполнены и закономерно встал вопрос о дальнейшем существовании этой организации. По крайней мере, таким образом его формулировала белорусская сторона. Но были и другие суждения. В итоге принято компромиссное решение: секретариат ЕврАзЭС пока продолжит свою работу. Как минимум до 2015 года. Но аппарат будет сокращен с 97 до 22 человек. Ведь вопросов в его компетенции останется меньше — те, которые еще не переданы Евразийской экономической комиссии. Они касаются в основном социально–гуманитарной сферы, реализации совместных проектов пяти государств в сферах транспорта, коммуникаций, энергетики, работы по целевым государственным программам и некоторых других направлений. Беларусь при этом будет финансировать только Экономический суд ЕврАзЭС. Эта структура также работает на Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Ну а с формированием Евразийского экономического союза вопрос о существовании сообщества решится окончательно. Тем более что уже сегодня создана рабочая группа по присоединению к «тройке» Кыргызстана. Дело идет к образованию аналогичной структуры для Таджикистана. А коль так, то абсолютно параллельная организация действительно будет не нужна.


Продолжив разговор уже в формате «тройки», президенты Беларуси, России и Казахстана подтвердили правильность выбранного пути и решимость двигаться дальше к построению Евразийского экономического союза. Уже первые этапы более глубокой интеграции приносят конкретные экономические выгоды. А они, как особо отметила белорусская делегация, открывают новые возможности для роста благосостояния граждан трех стран.


На итоговом брифинге Александр Лукашенко, Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев отметили очень продуктивный характер прошедших переговоров. Одним из итогов стало решение к маю следующего года принять план конкретных действий по построению Евразийского экономического союза. Его должны разработать правительства с тем, чтобы, отметил Президент Беларуси, смотреть на пару шагов вперед. Строго выдерживать последовательность действий и не совершить ошибок. А еще через год на рассмотрение президентов должен быть представлен проект договора о создании ЕАЭС.


Александр Лукашенко обратил внимание и на немалый интерес к проекту евразийской интеграции. Устремления Таджикистана и Кыргызстана известны. Очень пристально смотрит на этот процесс и Украина. Президент Беларуси рассказал, что недавно имел на этот счет беседу в Ашгабате со своим украинским коллегой Виктором Януковичем. Для желающих присоединиться к ЕЭП, а в будущем к ЕАЭС — двери открыты. Но алгоритм такой же четкий, как и в случае с ОДКБ: принятие в пакете всех документов организации. Президент уточнил:


— Присоединения к каким–то отдельным документам быть не может. Только ко всему блоку. Выполнили условия — пожалуйста, приходите, будем сотрудничать.


Интеграция движется нарастающими темпами. Теперь главы государств «тройки» будут встречаться трижды в год поочередно в столицах каждого из государств. Демонстрируя политическую волю пройти намеченный путь.


Минск — Москва.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter