Выгода оптом и в розницу

Первая в стране ярмарка товаров отечественных производителей открылась в Гродно.

Первая в стране ярмарка товаров отечественных производителей открылась в Гродно. В перспективе она должна стать тем местом, где предприниматели смогут приобретать все и сразу. Корреспондент «НГ» выяснила у продавцов и покупателей, как они оценивают торговую инициативу и что необходимо сделать для ее развития.

Чтобы ряды не поредели

С первого июля наши предприниматели должны будут работать по новым правилам — у них обязательно должен быть сертификат качества на предлагаемые покупателю товары. Это требование цивилизованной торговли является европейской нормой. Нашим же “коробейникам” перестроиться на ходу непросто: оптовые закупки товаров сомнительного качества они обычно делают на рынках, где сертификаты не спрашивают. Для изменения ситуации в Беларуси будут открываться оптовые рынки, где предприниматели смогут приобретать сертифицированные товары, чтобы затем реализовать их в своих регионах.

...По вторникам на гродненский рынок “Южный” съезжаются за оптовым товаром предприниматели со всей страны. Недавно здесь официально открылась первая оптовая ярмарка.

В пять часов утра торговля тут уже кипит. На стоянке несколько десятков автобусов, которые приехали в Гродно из разных белорусских городов. Судя по активным движениям людей с баулами, они уже здесь не новички: знают, куда едут и зачем.

— Закупаюсь обычно у знакомых продавцов, качество их товара меня устраивает вполне, — говорит предприниматель из Минска Татьяна Подольская.

— Как вам оптовая ярмарка, представленная отечественными товарами? — интересуюсь у собеседницы.
— Заинтересовали качественные комплекты постельного белья, но спросила оптовую цену, и она меня не порадовала. Я несколько лет возила в Москву брестские костюмы, у россиян они идут нарасхват. Наслышана о хороших гродненских швейных фирмах, их товар за приемлемую цену я приобрела бы. Думаю, что на такой ярмарке со временем у предпринимателей могут завязаться контакты с поставщиками, — выразила надежду собеседница.

— Оптовая ярмарка на “Южном” создана с целью предложить альтернативу индивидуальным предпринимателям, которые приезжают на рынок в Гродно из других регионов за товаром для последующей реализации в розницу. Сейчас на одной площадке они смогут приобрести легальный товар со всеми необходимыми документами. Есть возможность заранее сделать заявку на заинтересовавшую продукцию на сайтах существующих оптовых предприятий области, — пояснил исполняющий обязанности начальника управления торговли и услуг Гродненского облисполкома Андрей Гаук.

Заинтересованность в нахождении своего покупателя на оптовой ярмарке уже выразили несколько десятков производителей и оптовых фирм государственной и частной формы собственности. Первыми предложили предпринимателям продукцию оптом без торговой надбавки областные оптовые базы “Торгодежда”, “Бакалея”, Галантерея”, “Обувьторг”, а также многие предприятия-производители — от “Элода” до Лидской обувной фабрики. Занимают здесь свою нишу также предприятия-импортеры.

— Наша фирма, имеющая в Гродно крупные склады обуви польских производителей, открылась недавно, поэтому нам особенно интересны все предложения по оптовым поставкам. Воспользовались и возможностью этой ярмарки. Несколько интересных контактов уже есть, надеемся, что дело пойдет, — говорит менеджер фирмы “Дероссо” Михаил Новосада.

Возвращается былая слава

Гродно уже переживал пик популярности оптового рынка. Он пришелся на начало девяностых. Тогда на “Южный” приезжали челноки за товаром не только из разных уголков Беларуси, но и из Москвы, Санкт-Петербурга и даже с Дальнего Востока. До 80 автобусов в день, заполненных людьми с баулами, собиралось в то время на гродненском рынке. Но вскоре ситуация изменилась. Процветающая оптовая торговля перестала быть привлекательной, и уже белорусы потянулись в Москву, на знаменитый Черкизовский рынок.

И вот снова по вторникам “Южный” потихоньку приобретает черты оптового рынка. Сюда съезжаются белорусские предприниматели, чтобы закупить товар как крупными, так и небольшими партиями.

Время диктует условия цивилизованной торговли, когда покупатель отдает предпочтение товару не только с низким ценником, но и качественному, сертифицированному. Гродненщина не случайно стала первой ласточкой в стране, где открылась ярмарка оптовой торговли. Приграничный регион еще в 2006 году первым инициировал работу государственных оптовых баз напрямую с индивидуальными предпринимателями. Только в минувшем году шесть областных оптовых баз отгрузили предпринимателям продукции на 186 миллиардов рублей.

— Мы давно уже работаем с частниками. Продукцию продаем практически без оптовых надбавок, по цене производителя. “Торгодежда” является представителем основных предприятий Гродненщины. Они делают скидку нам, а мы, соответственно, бизнесменам, — говорит директор предприятия Анатолий Кондратович. — Что касается оптовой ярмарки на “Южном”, в которой мы активно участвуем, она пока носит скорее рекламный характер. Деловые люди интересуются образцами предлагаемой продукции, идет обмен контактами. И в этом тоже есть немалая польза. Только за последние полтора месяца к нам пришло около двух десятков новых клиентов.

Больше товаров хороших и разных

— Те предприятия, которые изъявили желание работать на гродненском рынке “Южный” как продавцы оптовой продукции, должны продавать ее по ценам, приемлемым для коммерсантов. Тогда развитие оптовых рынков станет реальностью, — делится своим мнением председатель Гродненского обкома белорусского профсоюза работников различных форм предпринимательства “Садружнасць” Валентин Бранцевич. — Нам сегодня нужно всеми силами спасать нашу швейную промышленность, как частные, так и государственные предприятия. Для этого необходимо выделять дешевые кредиты, устанавливать максимально низкие ставки арендной платы под организацию производств. В основном все ткани, из которых шьем, производят сегодня Индия и Южная Корея. Для конкуренции нашего товара, на мой взгляд, необходимо уменьшить и ввозные пошлины на них.

Цель оптовых рынков — снижение цен, расширение ассортимента, повышение культуры и качества торгового обслуживания. А успешность подобных проектов зависит от поставщиков товаров, — уверен доцент кафедры экономической теории и коммерческой деятельности ГрГУ имени Янки Купалы Александр Белоусов. — И здесь важно учитывать все подводные течения. Негативный опыт можно проанализировать на примере российского Черкизовского рынка — связь с криминалом, нелегальное трудоустройство, антисанитария и т. д. Противоположным примером является польский рынок вблизи Лодзи Ptak, представляющий собой благоустроенные крытые комплексы, где представлена продукция более 15 тысяч фирм со всего мира. Это одна из крупнейших оптовых площадок Европы, куда едут охотно, в том числе и белорусские бизнесмены. Здесь польские, индийские, китайские, арабские и другие производители имеют собственные склады и продовольственных, и непродовольственных товаров. Говоря о масштабах такого рынка, достаточно заметить, что он раскинулся на площади более 40 гектаров, в его обслуживании задействовано более 20 тысяч человек.

— Еще одно направление, которое необходимо рассмотреть, — это создание магазинов наподобие Cash & Carry: сети гипермаркетов, где смогут оптово закупать товары предприниматели, — считает Александр Белоусов. — Уже более 10 лет назад постановлением правительства Беларуси были утверждены нормативно-правовые акты, подчеркивающие важность развития подобных торговых точек. Но сделано немного. Нужен крупный инвестор. Как пример — группа немецких компаний МЕTRO, которая имеет множество складов в России, Украине. Если Беларусь не учтет прогрессивный европейский опыт организации оптовых рынков, господство может остаться за рынками теневыми.

Побывав на “Южном” и понаблюдав за отношениями продавцов и покупателей, пришла к выводу, что они только завязываются. Если дело пойдет, ЗАО “ГродноТоргСервис” намерено осуществить планы по строительству на этой известной торговой площадке и логистического склада. Такой шаг навстречу предпринимателям, по опыту других стран, предполагает организованные оптовые закупки сертифицированного товара как у отечественного производителя, так и у зарубежного. Главное, чтобы движение в этом направлении не останавливалось.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter