Тростниковое сырье вытесняет на мировом рынке сладкие корнеплоды

Вся соль… в сахаре

Тростниковое сырье постепенно вытесняет на мировом рынке сладкие корнеплоды

ЗА ПОСЛЕДНИЕ десятилетия его доля значительно выросла и составляет сейчас 80 процентов переработки. Впрочем, только лабораторным методом можно определить происхождение сахара — из тростника или из свеклы. На первый план выходят законы экономики. Себестоимость тростника на порядок ниже, что наглядно демонстрирует один из основных мировых поставщиков — Бразилия.

Но отечественные свекловоды сумели доказать, что и в средних широтах на сахаре можно получать солидные доходы и эффективно конкурировать с заморским продуктом.


Реалии и планы

Экономисты подсчитали, что окупаемость затрат на свекловичном поле начинается с урожая не менее 400 центнеров корнеплодов с гектара. 10—15 процентов прибыли получают там, где собирают 450—500 центнеров. 30 процентов рентабельности дают 700 центнеров с гектара и выше. Но таких у нас, правда, единицы.

Сейчас в республике идет массовая уборка сахарной свеклы. На протяжении пяти лет заготовку корнеплодов начинали с 1 сентября. Но свои коррективы внесла нынче летняя жара, которая в значительной мере повлияла на развитие растений. Тем не менее урожайность опровергает мнения скептиков. В среднем около 430 центнеров с гектара — выше уровня прошлого года. Масса корнеплодов несколько меньше, зато густота растений получше. Биологический урожай ожидается в пределах 5 миллионов тонн. Современные технологии, качественные семена и тщательный уход за посевами принесли свои плоды в прямом и переносном смысле.

Конечно, столь ранние сроки — вынужденная мера. Но мощности четырех белорусских сахарных заводов не позволяют укладываться в оптимальные для переработки 100—110 дней. Хотя в сентябре-октябре продолжаются накопление массы клубней и повышение сахаристости, такой подход доказал свою эффективность. Он позволяет переработать даже сверхнормативные объемы сырья до середины января. В то же время почвенно-климатические условия требуют, чтобы уборка была закончена до наступления устойчивой минимальной температуры воздуха ниже минус 5 и промерзания почвы.

С учетом конъюнктуры внешнего рынка цены на сахарную свеклу урожая 2014 года, закупаемую для государственных нужд, повышены на 9,5 процента. От 321 до 402 тысяч рублей за тонну сырья в зависимости от его кондиционности.

Для большей выгоды аграриев было предусмотрено и авансирование в счет государственных нужд. Так, в прошлом году сахарные завода направили свеклосеющим организациям свыше 600 миллиардов рублей. Благодаря модернизации сами предприятия сумели выйти на объем переработки в 33 тысячи тонн сырья в сутки. На ближайшие годы поставлена задача выйти на 42 тысячи тонн.

Государственная программа развития сахарной промышленности, рассчитанная до 2015 года, во многом дала понять, в каких направлениях двигаться отрасли дальше, какие проблемы решать на сахарном конвейере. К сожалению, пока реалии с планами не совпадают. В первую очередь — по урожайности и сахаристости клубней. В то же время благодаря реализации программы удалось стабилизировать посевные площади, определить конкретные сырьевые зоны для каждого предприятия.

Крах производителя № 1

Наши основные торговые партнеры и потребители сладкого продукта — россияне — могут только позавидовать. Плантации под сахарной свеклой в прошлом году были здесь сокращены на 20 процентов. Основной причиной специалисты называют неконкурентоспособность корнеплодов в сравнении с другими сельскохозяйственными культурами. Согласитесь, звучит это довольно странно.

Нынче на российских свекловичных полях средняя урожайность 365 центнеров с гектара — на 60 центнеров меньше, чем в Беларуси. В Ставропольском крае она 600 центнеров, более 500 центнеров на круг выходит на Кубани, в Тульской, Тамбовской областях, Карачаево-Черкесии.

После многолетнего перерыва Россия попробовала вновь выйти со своим сахаром на европейский рынок, но сработала себе в убыток. Объясняется это просто: внутренние цены оказались выше экспортных.

В прошлом году полностью ушел с рынков стран бывшего СССР и украинский продукт. На пике своего «сахарного могущества» Украина выпускала около 5,5 миллиона тонн свекловичного сахара в год и являлась крупнейшим в мире его производителем. Доля советской Украины в объеме мирового производства составляла почти 15 процентов. В республике было 192 завода, которые перерабатывали более 40 миллионов тонн свеклы — непревзойденный до сих пор показатель.

Сахарная отрасль — одна из самых больших потерь украинской экономики за годы независимости. Страна — производитель сахара № 1 в мире, снабжавшая половину СССР, теперь не в силах обеспечить этим продуктом даже собственный рынок.

Девальвация национальной валюты — тенге — поставила под угрозу существования и без того слабую сахарную отрасль в Казахстане  Хотя еще в 2006 году потребность республики на две трети обеспечивалась своим производством, к 2013-му его доля уменьшилась до 10 процентов.

Одна из причин — высокие пошлины на ввозимое сырье, от которого практически целиком зависит производство, а замещение импортного сырца отечественной сахарной свеклой невозможно из-за невыгодных для аграриев цен и отсутствия господдержки. Обанкротилось, не выдержав конкуренции, АО «Азия Сахар», владевшее всеми предприятиями. Эстафету единственного заводчика приняла Центрально-азиатская сахарная корпорация. Но из шести предприятий осталось только четыре действующих. Советское оборудование, установленное на заводах, давно уже морально и физически устарело.

Посевы сахарной свеклы стремительно сокращаются. Скажем, в Алматинской области они уменьшились почти в пять раз: фермерам невыгодно выращивать эту культуру — закупочная цена упала в несколько раз. Правительство отменило пошлины на ввоз сырца из Бразилии, но проблем в отрасли меньше не стало.

Европейские барьеры

Вот уже десять лет, как Беларусь обеспечивает сладким продуктом за счет собственных сырьевых ресурсов. Более того, производит объемы, вдвое превышающие потребности. Сахар стал одним из основных элементов белорусского экспорта. Однако в отличие от многих других поставляемых за рубеж отечественных товаров, реальные выгоды от его продажи зависят от сложившейся конъюнктуры рынка. А она может меняться чуть ли не ежедневно. Мировая сахарница полна, и цены постоянно скачут то вверх, то вниз. В таких условиях приходится искать новые рынки сбыта.

Сейчас большая часть белорусского сахара отгружается в Россию. Среди адресов поставок — Казахстан, Молдова, Грузия, Литва.

Европа для нашего сладкого продукта практически закрыта. Во-первых, европейские заводы полностью обеспечивают потребности внутреннего рынка, во-вторых, установлены непомерные таможенные барьеры — 419 евро пошлины за тонну, из-за чего продажа там нашего продукта экономически нецелесообразна. Ситуацию не спасает даже то, что мировые цены на сахар на 20—40 процентов выше белорусских и составляют в розничной торговле более одного евро.

На африканских рынках наш сахар также не выдерживает ценовой конкуренции. Европейские производители поставляют туда дешевый продукт по 400 долларов за тонну. Его изготавливают из сахарной свеклы, закупаемой у европейских фермеров по бросовым ценам сверх квотируемых объемов.

В последние годы реализация белорусского сахара на внешних рынках идет по новой схеме, через товаропроводящие сети. Одно из таких предприятий – «Белорусская сахарная компания» — уже несколько лет работает в Москве. Ее появление позволило четырем белорусским предприятиям проводить единую ценовую политику. К тому же, согласно постановлению Правительства, только они в праве экспортировать свой товар. Создано несколько субъектов товаропроводящей сети с белорусскими инвестициями и в других бывших республиках СНГ. «Белорусская аграрная компания» работает в Киеве — «Белорусская сахарная компания» в Бишкеке и «Белорусско-грузинская аграрная компания» в Тбилиси. Год назад в Казахстане заработала еще одна юридическая единица — «Белорусская аграрная компания», которая будет продвигать белорусский сахар на рынок этой страны.

shevko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter