Время требует осмысленных действий

Если говорить о первых итогах полугодия, то необходимо выделять два показателя, которые особо должны волновать Правительство. Это рост отрицательного сальдо и запасы готовой продукции. Именно на решении этих двух проблем должны быть сконцентрированы все усилия. Но даже из этих проблемных задач все же особое внимание должно быть уделено снижению запасов готовой продукции на складах, созданию условий для ускорения оборачиваемости капитала. Кризисы приходят и уходят. Кризисы — это для многих еще и шанс для рывка, и этим необходимо воспользоваться.

Если говорить о первых итогах полугодия, то необходимо выделять два показателя, которые особо должны волновать Правительство. Это рост отрицательного сальдо и запасы готовой продукции. Именно на решении этих двух проблем должны быть сконцентрированы все усилия.


Но даже из этих проблемных задач все же особое внимание должно быть уделено снижению запасов готовой продукции на складах, созданию условий для ускорения оборачиваемости капитала. Кризисы приходят и уходят. Кризисы — это для многих еще и шанс для рывка, и этим необходимо воспользоваться. Почему особое внимание должно быть уделено запасам.


Дело в том, что на 1 июля 2009 г. запасы достигли 7,36 трлн. рублей. Они возросли по сравнению с прошлым годом на 3,29 трлн. рублей (в пересчете на нынешний курс белорусского рубля рост запасов в валютном эквиваленте произошел на 1,16 млрд. долларов США). То есть логика взаимозависимостей произошедших процессов в экономической системе ведет к тому, что коль увеличиваются запасы, тем самым нарушается равновесие не только на внутреннем рынке, но и во внешнеторговой деятельности, а затем по цепочке взаимозависимостей на валютном рынке, и далее в денежно–кредитной, финансовой и в конце концов — производственной сферах. Ничего в экономике не происходит без последствий для ее развития.


Более того, кто сегодня наращивает запасы, тот осознанно или нет, но по своей сути является спонсором импортеров сырья, материалов и комплектующих. То есть такой экономикой мы только поддерживаем зарубежных производителей, а сами втягиваемся в финансовую и валютную яму.


Поэтому на сегодня тем звеном, ухватившись за которое вытянем экономику на траекторию развития, являются запасы.


Наиболее серьезной на сегодня проблемой с запасами являются машиностроительные предприятия Министерства промышленности. Ведь удельный вес промышленности в создаваемой добавленной стоимости составляет 28 процентов. Запасы готовой продукции в организациях этого министерства достигли 3,17 трлн. рублей и еще на 3,8 трлн. рублей — дебиторская задолженность. То есть продукцию отгрузили, а деньги за нее не пришли.


Да, на сегодня Администрацией Президента организована работа по контролю за состоянием с запасами готовой продукции на складах промышленных предприятий. Это не является секретом. Более того, эта информация прошла не только в средствах массовой информации, но мы официально предупредили государственные органы государственного управления о поручении Главы государства приступить к мониторингу изменения запасов готовой продукции и отдельных вопросов производственно–финансовой деятельности ключевых предприятий, определяющих развитие отраслей и регионов, а также предприятий, производящих продукты питания, с еженедельным докладом Президенту.


Эта работа проводится не для того, чтобы накопать каких–то «жуков», а для того, чтобы довести до Главы государства реальную картину. Показать, как работают на местах руководители предприятий, что ими в связи с этим предпринимается, выявить проблемы, которые необходимо и должно решать Правительство и Национальный банк.


Не надо при этом думать, что можно кому–то приукрасить картину. Никто никого не введет в заблуждение.


При пристальном анализе экономики предприятия приукрасить ситуацию невозможно. На этот счет при изучении дел на местах существуют объективные критерии достоверности. Судить о проводимой работе на том или ином заводе возможно не только по собственно объемам запасов на складах предприятий. Опосредованным критерием состояния дел с запасами могут служить и изменение дебиторской задолженности за отгруженную продукцию, кредиторская задолженность перед банками и поставщиками и, в конце концов, поступление денежных средств на расчетные счета предприятий. Да, первоначально были такого рода попытки, но грамотные руководители понимают всю зыбкость таких махинаций.


Ведь есть статистика запасов и у дилеров. И эта логика понятна. Отправил продукцию своему дилеру в Россию — необходимо там в течение месяца уплатить НДС. Но если нет выручки за продукцию, то платить налоги возможно за счет привлечения кредитов и займов.


А кому хочется влезать в долги?


Рассмотрим ситуацию на четырех достаточно типичных для структуры нашей промышленности предприятиях.


1. РУП «МТЗ».


В целом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года реализация тракторов сократилась на 12,7 тыс. штук, или на 36 процентов, в том числе в дальнем зарубежье — на 1.697 штук (19,3 процента), странах СНГ (без РФ) — на 4.600 штук (63,1 процента), в РФ — на 6.447 штук (46,5 процента).


Наибольшие потери, как видим, РУП «МТЗ» понесло на российском рынке.


Да, одной из причин снижения реализации в России тракторов является сокращение в целом емкости рынка тракторов в этой стране в 2009 году в 2 — 2,5 раза. Надежды руководства РУП «МТЗ» на рост продаж должны быть связаны с поиском рынков.


В этом вопросе многое упущено. Прежде всего усилия были направлены на рост объемов производства, а о развитии рынков не думали. Упустили. Время было, что «только давай!». Но сегодня случился провал, а мы к этому оказались не готовы.


Снижение объемов поставок в Россию связано и с падением спроса на нашу продукцию, и с их жесткой ориентацией на поддержку своих производителей. Так, тракторы производства ПО «МТЗ» не внесены в реестр техники, утвержденный министерством сельского хозяйства Российской Федерации к закупкам в рамках государственных программ. Для нашей техники отсутствует льготное кредитование, не предусмотрена компенсация процентных ставок в отличие от российских.


Не буду говорить о союзнических договоренностях. Это отдельная и весьма болезненная тама...


Но и наше Правительство обязано было проработать этот вопрос. Выход должен был быть найден. Ведь еще в мае в ходе совещания у Президента по текущим вопросам социально–экономического развития с председателями облисполкомов он поручил Правительству проработать систему стимулов для экспортеров. На этом настаивали все облисполкомы. Но нет. Мол, все хорошо. А в жизни?


Почему бы не проработать порядок компенсации процентной ставки тем российским банкам, которые будут выдавать кредиты субъектам хозяйствования России на приобретение товаров белорусского производства? Вроде и обсуждается этот вопрос, но результата нет.


ПО «МТЗ» приступило к расширению числа сборочных предприятий за рубежом. Но это даст отдачу в перспективе. Сегодня особое внимание должно быть уделено уже подписанным контрактам. Руководство тракторного завода обнадеживает, что вот–вот подпишем ряд новых контрактов. Уже подписан договор на поставку 15 тыс. тракторов в Пакистан на сумму 128,4 млн. долларов. Увеличились поставки тракторов в Казахстан. Заключен и реализуется контракт на поставку продукции в Туркменистан на 1.500 тракторов и запчастей.


Проблема только в том, чтобы не успокоились. Нельзя снижать работу соответствующих служб по поиску вариантов и рынков сбыта готовой продукции. Пока же РУП «МТЗ» перешло на трехдневную рабочую неделю. При этом выпуск тракторов в июне и июле не превышает 3.000 штук.


Для поддержания занятости на РУП «МТЗ» надо было бы  увеличить производство запасных частей. Их реализация только в России увеличилась на 45 процентов. Надо за это хвататься. Переориентировать производство. Однако производство запасных частей на РУП «МТЗ» увеличилось всего на 11 процентов. Поэтому настройка производства на этот вид продукции недостаточна. Тем более при трехдневной рабочей неделе работы завода в целом.


Надо понимать и значение нашего внутреннего рынка в решении проблемы сбыта и снижения складских запасов. Как сегодня поступают наши внешнеторговые партнеры? Как могут защищаться и переключать спрос своего внутреннего рынка на собственную продукцию.


Оставим пока за рамками обязательства и договоренности, но этот прием и нам необходимо использовать.


Зачем, скажем, держать на складе завода тракторы, если наше село требует дальнейшего обновления своего тракторного парка? Ведь около 40 процентов тракторов в сельскохозяйственных организациях требует обновления. Почему в стороне от решения таким способом этой проблемы Правительство?


Конечно, хотя и произошло ухудшение финансового положения РУП «МТЗ», но оно пока позволяет предприятию работать. Вместе с тем тревога нарастает. При этом особо следует отметить задолженность по краткосрочным кредитам.


Такое производственное положение с выпуском и реализацией продукции тракторным заводом вызывает ряд негативных явлений у их белорусских смежников и, конечно, прежде всего в ОАО «ММЗ».


2. ОАО «Минский моторный завод».


ОАО «ММЗ» имеет только просроченную дебиторскую задолженность на РУП «МТЗ» в объеме 18 млрд. рублей.


При анализе работы этого предприятия необходимо учитывать, что в предыдущие годы более половины объема выпускаемых двигателей поставлялось на наши флагманы машиностроения — тракторный, автомобильный заводы и в ОАО «Амкодор». В этот период среди крупнейших российских покупателей — заводы «Группа ГАЗ» (18 тыс. единиц). Еще одним крупнейшим потребителем продукции завода были предприятия Украины.


Эти факторы оказывают влияние на изменение производственно–финансовой динамики ОАО «ММЗ». Вместе с тем за январь — июль 2009 г. количество двигателей ОАО «ММЗ», поставленных на предприятия Беларуси, сократилось на треть (на 35 процентов), а на предприятия российской «Группы ГАЗ» — вообще на 80 процентов (с 11,4 тыс. единиц до 2,2 тыс. единиц). На днях увидел сообщение в российских СМИ о том, что у проходной Горьковского автозавода состоялся многотысячный митинг в поддержку его работников. Люди начинают требовать национализации этого гиганта.


Но сегодня завод ОАО «ММЗ» вынужденно переведен на трехдневку. Запасы готовой продукции на 1 июля 2009 г. достигли 73,5 млрд. рублей. При этом запасы только дизельных двигателей составили 9.170 единиц.


Вследствие чего увеличилась дебиторская и кредиторская задолженность предприятия.


Кроме того, крайне важно в нынешних условиях наращивать производство запасных частей к двигателям.


Сравнение продаж запасных частей для ремонтных нужд показывает, что доля продаж запасных частей в общем объеме реализации продукции ОАО «ММЗ» за 6 месяцев 2008 г. составила 4,7 процента, а за 6 месяцев 2009 г. — 6,5 процента. При этом доля продаж двигателей, используемых для ремонтных нужд, за 6 месяцев 2009 г. осталась примерно на прежнем уровне. С учетом реального недостаточного финансирования, сложившегося в странах, где эксплуатируется техника с двигателями ОАО «ММЗ», во второй половине 2009 г. ожидается продолжение роста спроса на запасные части и увеличения доли продаж двигателей для ремонта, восстановления и переоборудования техники. Поэтому руководители ОАО «ММЗ» обязаны учесть эти обстоятельства.


3. ОАО «Амкодор».


Поскольку основным рынком продаж техники ОАО «Амкодор» является Российская Федерация, то меры, предпринятые российским правительством, с тем чтобы не допустить на внутренний рынок товары извне, ставят это предприятие в России в крайне невыгодное положение по сравнению с российскими производителями.


Основные причины сложившегося положения в следующем.


Известным приказом минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 определено, что при закупке товаров для государственных нужд товарам российского происхождения предоставляются преференции в размере 15 процентов. И хотя, как ранее информировало Правительство Главу государства, в вышеуказанный приказ были внесены изменения о допуске группы белорусских товаров для участия их в поставках для государственных нужд на условиях, предусмотренных для товаров российского происхождения. Поэтому мы также сняли всякие ограничения для российской продукции. Однако, оказывается, это не затронуло продукцию, производимую на ОАО «Амкодор». Тем более продукция ОАО «Амкодор» не входит в перечень техники, закупка которой в России производится предприятиями отраслей экономики через ОАО «Росагролизинг» и льготное кредитование через ОАО «Россельхозбанк».


Сегодня выясняется, что Россия опасается конкуренции со стороны нашей продукции. Видите ли, белорусы своим одним заводом могут уничтожить всю российскую такую же промышленность (45 заводов!).


В результате падения объемов продаж продукции ОАО «Амкодор» испытывает сложности в проведении расчетов за комплектующие, сырье, энергоресурсы и оборудование.


4. ЗАО «Атлант».


Еще в IV квартале 2008 г. ЗАО «Атлант» столкнулось со значительным снижением объемов продаж продукции практически на всех рынках реализации, включая основные рынки — Российскую Федерацию и Украину.


 На 1 августа запасы готовой продукции 2009 г. достигли 272,5 млрд. рублей (258,7 тыс. штук холодильников и 38,8 тыс. штук стиральных машин), или 243,6 процента к среднемесячному объему производства, задолженность по кредитам составит 238,5 млрд. рублей.


Однако анализ ситуации на рынках продаж бытовой техники и прогнозы развития крупнейших мировых производителей холодильников и морозильников позволяют сделать вывод о том, что ЗАО «Атлант» имеет шанс в июле — декабре 2009 г. обеспечить рост реализации, сократить запасы готовой продукции до оптимальных, значительно снизить задолженность по кредитам.


Отрадно, что подвижки действительно произошли. За июль запасы продукции в ЗАО «Атлант» начали уменьшаться. Так, число в запасах холодильников и морозильников уменьшилось на 54,7 тыс. штук, стиральных машин — на 5,2 тыс. штук. И это при полноценной двухсменной рабочей неделе на этом предприятии!


Действующая кредитная политика банков Беларуси по выдаче краткосрочных кредитов в текущую деятельность сроком на 1 — 3 месяца практически лишает возможности реализовывать перспективные проекты. Пролонгация погашения задолженности по указанным кредитам на срок более чем один–два года помогла бы стабилизировать деятельность предприятий в период финансово–экономической нестабильности, включая обеспечение своевременного исполнения обязательств перед налоговыми органами, банками, поставщиками и выплату заработной платы.


При дефиците денежных ресурсов действующая система уплаты НДС в России на ввоз товаров (не позднее 20–го числа месяца, следующего за отчетным) ограничивает возможности дилерской сети иметь в наличии на торгово–выставочных площадках в регионах России широкий спектр изготавливаемой белорусской продукции.


В связи с этим было бы целесообразным нашему Правительству оказать помощь предприятиям в решении следующих вопросов:


о временном изменении системы уплаты НДС на ввоз товаров, исчисляя время наступления срока уплаты НДС не с даты ввоза товара на территорию России, а с даты его реализации. То есть потребуется внести изменения в Соглашение от 15 сентября 2004 г. между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Соглашение) в части порядка взимания косвенных налогов при поставке продукции. Надо бы добиться того, чтобы мы могли производить уплату НДС только за реализованную продукцию, а не по факту только ввоза в Россию. Согласовать с Российской Федерацией порядок уплаты ввозного НДС по данному Соглашению аналогично существующему порядку уплаты внутрироссийского НДС, то есть поквартально. Более того, целесообразно было бы пойти на согласование с Российской Федерацией порядка зачета ввозного НДС аналогично существующему порядку зачета внутрироссийского НДС, то есть по факту начисления;


о внесении изменений в приказ министерства экономического развития России от 5 декабря 2008 г. № 427 по созданию равных условий поставок белорусской продукции для государственных нужд, предусмотренных для товаров российского происхождения;


о включении продукции РУП «МТЗ» и ОАО «Амкодор» в перечень товаров, закупаемых через ОАО «Росагролизинг», а также включение их в льготное кредитование ОАО «Россельхозбанк»;


о применении предприятиями–экспортерами нулевой ставки по НДС при подтверждении факта пересечения товаром государственной границы Республики Беларусь;


о кредитовании торговых организаций, имеющих контракты с ЗАО «Атлант» и в целом организовавших продажу  наших товаров населению с рассрочкой платежа, со стороны белорусских банков для своевременного расчета данных торговых организаций за получаемую продукцию в соответствии с условиями подписанных контрактов.


Сегодня в средствах массовой информации обсуждается вопрос о подключении частного бизнеса к реализации отечественных товаров, в том числе и на зарубежных рынках.


Действительно, тема актуальная. Ведь, как правило, наши предприниматели занимаются только ввозом зарубежных товаров. Почему бы не заняться продвижением отечественной продукции за рубеж? Как реализовать эту идею в жизни?


Конечно, сбыт, скажем, продукции машиностроения — такой вид бизнеса, которым необходимо заниматься на серьезном уровне. Ведь создание каждой дилерской точки в этой сфере обходится предприятию очень дорого. Потому что продукция машиностроения — не пончики: съел и еще покупаю. Тут, прежде чем продать, необходимо продумать организацию сопровождения этой продукции в течение всех лет ее эксплуатации.


Однако к продукции нашей легкой промышленности можно было бы подступиться. Для подключения тех же коробейников к реализации этой продукции необходимо подумать. По сути, для этого речь идет о решении только одного вопроса: что делать с НДС? Выходом могло бы стать просто законодательно предоставленное право в этой отрасли или хотя бы в одной–двух подотраслях не начислять или начислять, но не оплачивать НДС. Расчеты свидетельствуют, что в трикотажной и швейной подотраслях легкой промышленности уплачиваемый НДС таков, что им можно было бы легко пожертвовать. При этом бюджет мог бы и выиграть в случае увеличения объема реализации. То есть это позволит тем же индивидуалам работать на тех же условиях, на которых они работают с импортной продукцией, закупаемой на рынках России и Украины.


Но, правда, возникла новая проблема. Имею в виду постановление Правительства от 28 июля 2009 г. № 991 «О некоторых вопросах приобретения товаров на территории Республики Беларусь». Не знаю, чем руководствовались разработчики этого документа, но очевидно, что инициатива Правительства, которую Минэкономики рекламирует как «антикризисная», способна лишь усложнить и без того нелегкую ситуацию в экономике... Ведь время сегодня требует осмысленных действий!


Сергей ТКАЧЕВ, помощник Президента Республики Беларусь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter