Необоснованный потребительский импорт находится на уровне 1,2 миллиарда долларов. Что делать?

Возможности пока выше, чем способности

За последние 10 лет экспорт продовольствия вырос почти  в 4 раза, внешнеторговое сальдо положительное. Сельчане и переработчики в числе основных поставщиков валюты. Но давайте взглянем на отрасль под другим углом: насколько эффективны зарубежные поставки, все ли сделано для расширения рынков сбыта, такой ли уж значительный прогресс на фоне других стран — экспортеров продовольствия? И окажется, что проблем немало. Над ними размышляют директор Института системных исследований в АПК НАН доктор экономических наук, профессор Александр ШПАК и заведующая сектором внешнеэкономических отношений института кандидат экономических наук, доцент Лидия БАЙГОТ.

02-2 (Копировать) (2).jpg 

«СГ»: — Мировая торговля продовольствием растет: с начала тысячелетия в 3,2 раза. В Беларуси экспорт продовольствия за это время увеличился в 9,3 раза. Неужели мы впереди планеты всей?  

Л. Байгот: — Прогресс действительно впечатляющий. Но не следует забывать, с чего мы стартовали. Лишь в 2009 году сальдо продовольствия стало положительным. Кроме того, у некоторых государств внешняя реализация продуктов столь большая, что значительный прирост невозможен. Поэтому  в США и ряде стран ЕС экспорт за 15 лет увеличился только в 2,5—3 раза. Но в соседней Польше — почти в 10. 

Объем экспорта надо соизмерять и с возможностями страны. Например, Бельгия, имея 10,5 миллиона человек и территорию  почти в 6 раз меньше Беларуси, экспортирует за год сельскохозяйственных и продовольственных товаров на 50 миллиардов долларов. Вот это ориентир.

«СГ»: — Для того чтобы продукты охотно покупали, они должны быть не только высококачественными, но и современными.

Л. Байгот: — Использование инновационных технологий увеличивает экспорт белорусской продукции с высоким уровнем переработки. Сейчас этот показатель — более 40 процентов  против 29  в 2005-м. Прогресс наметился, но от передовых стран мы отстаем. Отечественная аграрная отрасль реализует на внешние рынки в большинстве продукцию в виде сырья или частично переработанную. В то время как экономически развитые страны, особенно ЕС, экспортируют более 70 процентов продовольствия с высокой добавленной стоимостью. 

«СГ»: — Что еще тревожит в развитии экспорта продовольствия?

А. Шпак: — В первую очередь проблемы, связанные с конкурентоспособностью продукции по качественным параметрам и затратам на ее производство. Сохраняется невысокий уровень географической и товарной диверсификации экспорта, так как более 80 процентов стоимости продаж на зарубежные рынки приходится на государства Евразийского экономического союза. В структуре экспорта продукция растительного происхождения занимает незначительный удельный вес — около 25—28 процентов. По этому направлению у нас отрицательное торговое сальдо. 

Зато продажи на зарубежные рынки животноводческой продукции приносят стране положительный внешнеторговый баланс, который увеличивался с 1,3 миллиарда долларов в 2010 году до 2,4 миллиарда в 2014-м. 

Из-за сложностей на мировых рынках за три квартала прошлого года стоимостные показатели внешней торговли  сельскохозяйственными товарами снизились относительно такого периода 2014 года. При этом объемы экспорта составили: мяса и мясных продуктов — 104,5 процента, молока и молочной продукции — 109,7, овощей и плодов соответственно — 172,8 и 251,6. Практически по всем видам сельскохозяйственных товаров и продовольствия произошло снижение цен, которое обусловлено как падением их в мире, так и ситуацией на валютно-финансовом рынке.

«СГ»: — Только ли этим можно объяснить не тот уровень экспорта, который хотелось бы видеть?

Л. Байгот: — В Беларуси недостаточно развита и система продвижения продукции на внешние рынки. Большое количество экспортеров приводит к их разобщенности, особенно в сфере формирования экспортных цен. Важной проблемой стал недостаток, а зачастую и отсутствие квалифицированных кадров.

«СГ»: — Довелось услышать, что в экспортируемом продовольствии немалая доля импортных составляющих. Много ли мы тратим валюты, прежде чем заработать новую? 

А. Шпак: — Стоимость зарубежных товаров, использованных  для производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в среднем за три последних года составила около 3 миллиардов долларов. Это в первую очередь закупки для дальнейшей переработки или использования в производстве новых продуктов (в пределах 2 миллиардов в год), а также материально-технические ресурсы (электроэнергия, топливо, удобрения, средства защиты растений, машины и оборудование  — около миллиарда).

Но баланс в целом положительный: на импорт материально-технических ресурсов, промежуточных и потребительских товаров в среднем в год расходуется около 5,2 миллиарда долларов, а экспортная выручка — 5,5 миллиарда. 

Затраты на импорт товаров, вовлеченных в производство продукции на экспорт, составляют только около 1,1 миллиарда долларов, или 20 процентов от стоимости экспорта. То есть на один доллар экспортной выручки затрачивается в среднем 0,2 доллара импортных ресурсов. А основная доля валютной выручки приходится на закупку товаров, используемых в производстве продукции для внутренних потребностей, обеспечивающих продовольственную безопасность и перерабатывающие отрасли сырьем, а также непосредственно потребительских товаров. В целом же доля импортного сырья и материалов в затратах на производство отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия достаточно умеренная и составляет в сельском хозяйстве — 14,1 процента,  производстве пищевых продуктов — 24,8. 

«СГ»: — По мнению некоторых специалистов, значительную часть потребительского импорта продовольствия можно считать  необоснованной. Согласны ли вы с такой оценкой?

А. Шпак: — Потребительский импорт последние два года находится на уровне примерно  2,2 миллиарда долларов. По нашим расчетам, необоснованный — около 1,2 миллиарда. К нему относится молочная продукция (в основном сыры и йогурты), овощи (томаты, лук, чеснок, огурцы, капуста), яблоки, кондитерские изделия, безалкогольные напитки и некоторые другие. Такими товарами мы можем сами полностью обеспечить свой рынок. Но поскольку запретить их ввоз сложно, то бороться с необоснованным импортом нужно экономическими методами, снижая затраты на выпуск аналогичных собственных товаров и предлагая их потребителю по более дешевой цене.

«СГ»: — Какими вам видятся перспективы развития экспорта АПК? 

Л. Байгот: — Расчеты показывают, в 2020 году он может составить около 7 миллиардов долларов, положительное внешнеторговое сальдо — 2,5 миллиарда. Как и сейчас, сохранятся уже сложившиеся тенденции: производство зерна будет направлено на внутреннее потребление, а на рынке мясо-молочной продукции, яиц и сахара значительная доля принадлежит внешней реализации. Поэтому в структуре прогнозируемой стоимости экспорта 70 процентов будут занимать товары животноводства, растениеводческая продукция увеличится, но незначительно, и составит около 30. Предполагается, что доля экспорта  в объемах производства составит по мясу и мясопродуктам — 35 процентов, молокопродуктам — 60, яйцам — 25.

«СГ»: — Однако сам по себе прирост не придет. Нужны дополнительные усилия. 

Л. Байгот: — Полагаем, что наиболее важными мерами содействия экспорту должны стать такие: 

— стимулирование производства конкурентоспособной отечественной продукции, обладающей высоким качеством и ценовыми преимуществами на внутреннем и внешнем рынках;

— обеспечение качества и безопасности отечественной продукции, которое должно базироваться в первую очередь на соблюдении ветеринарного и фитосанитарного режимов;

— совершенствование системы продвижения продукции на внешние рынки за счет создания информационно-аналитических маркетинговых центров, совместных предприятий (транснациональных компаний, совместных и смешанных предприятий с участием иностранного капитала), производственных и торгово-сбытовых корпораций и других элементов рыночной инфраструктуры.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter