Воздух под законной охраной

Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания дали “зеленый свет” законопроекту “Об охране атмосферного воздуха”Экологическая безопасность — одна из главных составляющих национальной безопасности в целом. В нашей стране это не просто декларировано на государственном уровне, а подкреплено увесистым пакетом законов и нормативных правовых актов, Беларусь присоединилась к целому ряду важнейших международных конвенций в природоохранной сфере. В то же время наша “зеленая” законодательная база продолжает развиваться и совершенствоваться в соответствии с требованиями времени. Отрадно, что и новый состав Национального собрания уделяет серьезное внимание этому направлению. 21 ноября Палата представителей приняла во втором чтении законопроект “Об охране атмосферного воздуха”, а 28 ноября его одобрил Совет Республики. За комментарием мы обратились к председателю Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению Геннадию НОВИЦКОМУ.

— Принятие Закона Республики Беларусь “Об охране атмосферного воздуха” вызвано необходимостью приведения действующего Закона Республики Беларусь “Об охране атмосферного воздуха”, который работает с 1997 года, в соответствие с международными договорами и законодательными актами Республики Беларусь, — отметил Геннадий Васильевич.
— Без воздуха человек может прожить всего несколько минут. Однако и воздух бывает разным...
— Вся жизнь на планете зависит от состояния воздуха, которым мы дышим каждый день. Одним из источников загрязнения атмосферного воздуха являются тепловые электростанции, предприятия черной и цветной металлургии, нефтехимии, химии, стройматериалов и другие. Поэтому в целях оздоровления окружающей среды, особенно в промышленных мегаполисах, огромное значение приобретают экологический мониторинг и государственный контроль за деятельностью природопользователей. Именно благодаря этому, несмотря на рост промышленного производства в Республике Беларусь, количество выбросов постоянно сокращается. Например, в 2007 году оно снизилось по сравнению с 2006 годом на 14 процентов.
Вместе с тем хочу подчеркнуть, что главным загрязнителем воздуха являются автомобили. На их долю приходится 85 процентов всех вредных выбросов в атмосферу.
— Получается, что рост мирового автопарка является основной причиной загрязнения атмосферного воздуха?
— Именно так. Не заводы-гиганты, а мы с вами влияем на здоровье планеты. Один автомобиль за весь период его эксплуатации загрязняет количество воздуха, сопоставимое с загрязнением от выбросов производственных предприятий целого города. А если учесть, что ежедневно в мире появляется более 100 тысяч новых автомобилей, то масштабы проблемы очевидны. В связи с этим одной из важных задач сегодня является постоянный контроль за соответствием содержания загрязняющих веществ в выбросах транспортных средств установленным нормативам. Более того, сейчас ведутся работы по реконструкции нефтеперерабатывающих предприятий страны и планируется, что к 2009 году бензин и дизельное топливо по экологическим параметрам будут соответствовать нормам, применяемым в Европейском союзе.
— Охрана атмосферного воздуха является приоритетной задачей экологической деятельности, этой проблеме уделяется пристальное внимание во всех развитых странах. Что можно сказать о международном сотрудничестве в области охраны атмосферного воздуха?
— Огромная роль в предотвращении ухудшения состояния окружающей среды принадлежит Всемирной метеорологической организации, которая с помощью развернутых сетей систем наблюдения, передачи данных и прогнозирования собирает уникальные данные, касающиеся погоды, климата, атмосферы.
Проблема охраны атмосферного воздуха усложняется тем, что многие техногенные вещества могут переноситься ветрами на большие расстояния — для них не существует государственных границ. От 60 до 100 процентов выпадений различных веществ на территории Беларуси имеют трансграничное происхождение — они поступают к нам из Польши, Германии, Украины, России. В этих условиях международное сотрудничество просто необходимо.
В 2005 году Республика Беларусь стала участницей Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Выполнение обязательств по нему будет способствовать решению энергетических проблем в нашей стране. Благодаря реализации положений Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, за последние пять лет объемы их потребления в Беларуси сократились более чем в три раза.
— Поможет ли новый Закон Республики Беларусь “Об охране атмосферного воздуха” значительно улучшить работу по охране окружающей среды?
— В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента, среди основных направлений — обеспечение экологической безопасности общества. Именно поэтому новый Закон “Об охране атмосферного воздуха” закрепляет приоритет охраны окружающей среды по отношению к экономической деятельности.
При его подготовке задача состояла в том, чтобы выработанные положения были актуальны еще несколько десятилетий. Поэтому в законе учтены нормы европейского законодательства о комплексном предотвращении и контроле загрязнений, качестве воздуха, бензина и дизельного топлива, а также опыт стран СНГ в данной сфере.
Принятый закон направлен прежде всего на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха — обеспечение конституционного права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. В связи с этим в законе уточнены и расширены термины, понятия и их определения, устанавливаются условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, предусматривается разработка различных программ в области охраны атмосферного воздуха, система контроля и надзора за соблюдением законодательства в этой области, классифицируются источники выбросов и загрязняющих веществ.
В законе изменен подход к установлению нормативов, то есть главным станет не сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а их предупреждение. Установлены требования по контролю за работой газоочистных установок, а также требования к нестационарным источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и мобильным источникам.
Кроме того, благодаря принятию закона субъектам хозяйствования больше не потребуется два раза получать разрешительные документы на деятельность, сопровождающуюся выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а лимиты не будут устанавливаться для каждого субъекта хозяйствования в отдельном документе.
— Геннадий Васильевич, а на жизни простого человека принятие этого закона как-то отразится?
— Цель закона “Об охране атмосферного воздуха” — экологическая безопасность страны. Во-первых, он регулирует вредные воздействия транспортных средств на атмосферный воздух. А эта проблема, как я уже говорил, касается всех нас, причем как владельцев автомобилей, так и остальных граждан. Во-вторых, в нем установлены требования по охране атмосферного воздуха при разработке генеральных планов населенных пунктов. Озеленение городов, недопущение строительства вредных производств в городской черте, расположение домов в “спальных” районах — это те вопросы, решение которых волнует каждого из нас. В-третьих, предоставлено право местным исполнительным и распорядительным органам власти ограничивать или запрещать движение транспорта в зонах повышенного загрязнения атмосферного воздуха и на период неблагоприятных метеорологических условий. Так что реализация норм этого закона, безусловно, повлияет на жизнь каждого человека. И я надеюсь, что скоро жители промышленных центров нашей страны ощутят на себе результаты его принятия, почувствуют, выйдя на улицу, что воздух действительно стал чище.
— В последнее время весьма актуальной темой стала проблема глобального потепления, то есть изменения климата. Предусмотрены ли в Законе “Об охране атмосферного воздуха” какие-либо механизмы противодействия этому явлению?
— Отношения, связанные с проблемой изменения климата, этим законом не регулируются. Поскольку они требуют отдельного законодательного закрепления, планируется, что в 2009 году будет разработана концепция закона об охране климата.
— И последний вопрос. Какие планы у Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению на ближайшее время?
— Cовместно с профильными комиссиями Палаты представителей работаем над проектами законов “О товарных биржах”, “О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь “О дорожном движении”, “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О статусе депутата местного Совета депутатов”, “О наименованиях географических и других объектов”, “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”, “О ветеринарном деле”, “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “Об основах транспортной деятельности” и над другими законопроектами. Как видите, впереди сложные и ответственные задачи.
Ну, а что до экологии, то сегодня очевидно, что для решения проблем охраны окружающей среды недостаточно только выработки правильных экологических законов. Эти вопросы касаются каждого, и браться за их решение надо всем миром.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter