Вопрос репутации

Череда громких происшествий с платежными картами

Размышления о перспективах возврата банками похищенных с карточек денег
Размышления о перспективах возврата банками похищенных с карточек денег

В Беларуси прорабатывается вопрос о безусловном возврате банками похищенных с карточек денег. Об этом сообщил заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Дубков.

Речь идет о так называемой нулевой ответственности держателя платежной карточки в случае мошенничества с его деньгами. «Идея нулевой ответственности обсуждается, есть различные нюансы», — отметил Сергей Дубков. В частности, обсуждается, из какой статьи банк будет выплачивать компенсацию, так как от этого зависит налогообложение для него. «Надо четко прописать систему, найти золотую середину, при которой будет комфортно и банку, и потребителю», — подчеркнул представитель Нацбанка.

По словам Сергея Дубкова, крупнейшие банки страны, которые реально держат рынок платежных карт, это в первую очередь государственные банки, уже проповедуют принцип нулевой ответственности. Однако ряд банков пока не придерживается такого принципа.

Летом по стране прокатилась череда громких происшествий с платежными картами. Без ведома их владельцев со счетов исчезали немалые суммы. За одну ночь жертвами самого масштабного случая хищения стали сразу несколько сотен человек. Как позже установило следствие, мошенники действовали очень ловко. В Минске на одном из банкоматов они поставили хитрое устройство — скимер, — считывающее всю информацию с карточек, и специальную накладку на клавиатуру, которая запоминала каждый введенный pin–код. Позже преступникам ничего не стоило изготовить дубликат карты, так называемую болванку, и, имея полный доступ к счету, снять с него деньги. Обналичивать чужие кровные воры предусмотрительно отправлялись подальше, в районные центры. Но все равно не смогли уйти от правосудия, теперь мошенникам придется отвечать по закону. А для потерпевших до сих пор оставался открытым вопрос: какова мера ответственности самих банков?

Ведь некоторые финансовые учреждения, ссылаясь на договоры, отказались компенсировать потери свои клиентов, в то время когда Следственный комитет однозначно встал на защиту пострадавших от мошенников и объяснил, что их вины в случившемся никакой нет. В итоге вопрос компенсации стал делом добровольным и каждый банк решал дилемму самостоятельно. Например, Беларусбанк заступился за своих клиентов и компенсировал им все украденные деньги. Другие продолжали юлить, мол — не несут ответственности за действия третьих лиц... Внести ясность в вопрос и поставить окончательную точку в подобных разбирательствах, собственно, и намерен Нацбанк. Планируется провести в ближайшее время заседание, во время которого все наработки по вопросу введения нулевой ответственности будут рассмотрены совместно с правоохранительными органами. После этого будет принято решение. Возможно, это будет соответствующее корпоративное соглашение, может быть, потребуется формализация решения на уровне нормативного документа.

Сергей Дубков признался, что ему симпатичен принцип нулевой ответственности. Фактов мошенничества со стороны самих держателей платежных карт мало, а репутационные риски в случае невозврата похищенных с карточек денег высоки: «Мало того, это будет однозначно трактуемый месседж и потребителям, и платежным системам, и органам госуправления о реальной заинтересованности банков в развитии безналичных розничных платежей. А этот бизнес, как показывает опыт соседних стран, достаточно быстрыми темпами развивается и вносит вклад в рост ВВП».


Советская Белоруссия №181 (24318). Четверг, 26 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сергей Семёнов
Если вины клиента нету, то банк обязан ему компенсировать потери. Нужно, чтобы банки несли ответственность за отказ их оборудования. Например сбои в интернет-банкинге, так выплатите компенсацию или отказал терминал.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости