Минск
+12 oC
USD: 2.05
EUR: 2.27

О недобросовестных практиках банков и рекомендациях Нацбанка

Внимательно читайте договор

Национальный банк обновил рекомендации банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям, касающиеся работы с физическими лицами. Некоторые из этих рекомендаций звучат не в первый раз, что свидетельствует о том, что взаимоотношения между финансовыми структурами и их клиентами, увы, пока далеки от идеала.


Июльская инициатива регулятора призвана сделать более прозрачными условия оказания физлицам банковских услуг, повысить качество взаимодействия сторон и, как следствие, улучшить информационную открытость рынка. Список недобросовестных практик, перечисленных Нацбанком, внушителен. Например, представление потребителям информации, которая прямо или косвенно, в том числе посредством замалчивания, двусмысленности или преувеличения, может ввести в заблуждение. Или несвоевременное представление сведений, необходимых клиенту для принятия обдуманного решения по сделке. Еще один вариант — включение в договоры условий, ограничивающих свободу выбора клиента.

Из-за уловок банков потребители, зачастую не искушенные в тонкостях финансовой сферы, путаются в хитросплетениях договоров. Такое случается, если
условия кредитного договора не позволяют самостоятельно рассчитать размер ежемесячного платежа. Либо кредитный договор не содержит информации о том, что уплата минимальных платежей не позволяет погасить всю задолженность до установленного срока, а условия при этом предусматривают автоматическое продление отношений с банком. И уж совсем никуда не годится ситуация, когда потребителям предоставляют не соответствующие действительности пояснения о причинах отказа в предоставлении кредита. Скажем, из-за того, что якобы Нацбанк сформировал некий перечень лиц, в отношении которых установлен запрет на кредитование.

Еще одна головная боль клиентов — когда банк безо всякой на то необходимости навязывает сопутствующие продукты: кредитные карты, карты рассрочки, SMS-оповещение и т.д. Или включает в договоры запрет на открытие счетов или оформление кредитов в других банках без своего письменного согласия. Хватает неразберихи и с рекламой вкладов, из которой не всегда ясно, каков реальный размер годовой процентной ставки.

Чтобы избежать недопониманий с клиентами, банки получили рекомендации от регулятора. Они касаются, например, предоставления физическим лицам необходимых документов в центрах банковских услуг и в торговых объектах, где практикуется продажа товаров в кредит, либо приведения названий кредитов в соответствие с условиями заключаемых договоров. Нацбанк советует включать в условия кредитных договоров не более одного вида штрафных санкций (без учета процентов за пользование кредитом в повышенном размере) за один факт неисполнения получателем условий договора, а до заключения договоров разъяснять физлицам последствия и порядок досрочного погашения кредита… Но вот что любопытно: некоторые из рекомендаций содержались и в аналогичном письме Нацбанка, датированном 2017 годом. Например, совет об использовании при оформлении договоров шрифта Times New Roman размером не менее 12 пунктов. Или о том, что в документах крайне нежелательно использовать сложные смысловые конструкции, затрудняющие чтение. Поэтому пока традиционный совет потребителям — вдумчиво изучать условия договоров — в любом случае остается актуальным. А что касается недобросовестных практик со стороны финансовых организаций, то соответствующий перечень будет размещаться на официальном сайте Национального банка и актуализироваться по мере их выявления.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Виталий ПИВОВАРЧИК
Загрузка...