Витебский мост нижегородца Блохина

Ровно 65 лет назад первым среди крупных городов Беларуси, освобожденных в результате операции “Багратион”, стал древний Витебск

Оказавшийся уже с первого месяца войны во вражеском тылу, город 1080 дней и ночей продолжал сопротивляться в подполье. Но силы были неравными. На его территории фашисты создали пять лагерей смерти, уничтожив за время оккупации 200 тысяч мирных жителей и военнопленных.
Немцы обнесли город тройным кольцом оборонительных сооружений, используя складки местности: каждую высотку, каждый водный рубеж, соорудив на опасных местах прорыва долговременные огневые точки, связанные траншеями и окопами в полный рост. Но это не помогло. 26 июня 1944 года в город ворвались части 158-й стрелковой дивизии. Завязались тяжелые уличные бои, немцы цеплялись за каждый дом, подвал...
Командир саперного взвода 875-го стрелкового полка, нижегородец, старший сержант Федор Блохин, разведывая подступы к Западной Двине для сооружения переправы, под сильным огнем с горсткой бойцов прорвался к единственному уцелевшему в черте города мосту, который немцы готовили к взрыву. Охрана моста во главе с офицером уже тянула провода к адской электрической машинке. Сержант знал, что значит переправа на такой быстрой и широкой реке, как Западная Двина, крутые берега которой сродни знакомым ему волжским утесам. Сколько здесь может лечь бойцов под прицельным пулеметным и орудийным огнем! Медлить нельзя ни секунды. Вслед за броском гранаты рывок вперед во весь рост, и — в рукопашную с первым подвернувшимся “фрицем”. Одной рукой выдернул взрыватель, другой — срезал бежавшего на подмогу офицера. Короткий, как вспышка фугаса, бой. Уничтожены уже четыре немца, перерезаны провода к запалам, и снова бой — фашисты пытались приблизиться к мосту...
Командир полка бросил на подмогу одиннадцати смельчакам все имеющиеся  под рукой силы. Рота за ротой устремились через мост к центру города. А вскоре подоспели основные силы механизированного корпуса. Вихрь прорыва завертел войсками.
Захваченный в плен командир 197-й немецкой стрелковой дивизии впоследствии вспоминал:
“Наши войска не выдержали сопротивления, ударов русских и стали отступать, не имея на то приказа. Русские преследовали нас, расчленяли наши полки и наносили им тяжелый урон. Наше положение ухудшалось с каждой минутой. Полки таяли буквально на глазах. Солдаты бросали орудия, транспортные средства, боеприпасы, военное имущество и даже личное оружие и, как безумные, разбегались”.
Витебский котел из пяти фашистских дивизий перестал существовать.
Командир 875-го стрелкового полка в тот же день, 26 июня 1944 года, представил гвардии старшего сержанта Федора Блохина к званию Героя Советского Союза. 21 июля 1944 года звание Героя было ему присвоено. А мост с тех пор так и зовется — “Мост Блохина”.
Федор Блохин воевал еще год и дошел до Берлина. 7 июля 1945 года он демобилизовался и возвратился домой, в родную деревеньку Романовка нынешней Нижегородской области, в свой Пильненский район, где ждала его любимая Мария. С ней он прожил долгие и счастливые годы.
На двадцатилетие освобождения Витебска благодарные горожане присвоили Федору Блохину звание Почетного гражданина города.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter