VI Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» завершили Люка Дебарг и оркестр «Кремерата Балтика»

Виртуоз нового времени

Молодой французский пианист Люка Дебарг сегодня нарасхват, но Минск он стороной не объехал

На этой неделе в белорусской столице завершился VI Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…». Финальным аккордом стало выступление в Белгосфилармонии 29-летнего французского пианиста Люка Дебарга с камерным оркестром «Кремерата Балтика».


Люка Дебарг в 2015 году стал открытием Международного конкурса имени Чайковского и с тех пор выступает на лучших филармонических площадках мира. Его хотят слушать в России, США, Японии, Китае, Мексике и многих других странах. «Музыкант-сенсация» — иначе его и не называют. Примечательно, что в декабре 2014 года он принял участие в V Международном конкурсе пианистов в Минске, но не прошел дальше первого тура.

Сегодня Дебарг выступает с симфоническими оркестрами под управлением Владимира Спивакова, Владимира Юровского, Валерия Гергиева, Тугана Сохиева и других известных дирижеров. Помимо академической музыки, он исполняет джаз и успешно сочиняет музыку. С 2017 года Дебарг сотрудничает с оркестром Гидона Кремера «Кремерата Балтика», в состав которого входят виртуозы из Латвии, Литвы и Эстонии. За два десятилетия своего существования коллектив удостаивался многих престижных наград, в том числе премии GRAMMY и ECHO.

В Минске Дебарг выступал не впервые, и у него здесь уже появилось немало поклонников. «Можно пропустить что угодно, но только не концерт Дебарга!» — слышал я взволнованные возгласы меломанов накануне его выступления.

Концерт действительно не разочаровал, скажу больше — потряс! Зал Белгосфилармонии был полон, но программа не была простой. Прозвучали произведения Кшиштофа Пендерецкого, Моисея Вайнберга и Милоша Магина. Кшиштоф Пендерецкий когда-то приезжал в Минск, здесь звучала его космическая музыка. Творчество учившегося в Минске Моисея Вайнберга, большого друга Дмитрия Шостаковича, мы открываем сегодня заново. В прошлом году музыкальный мир отпраздновал 100-летие со дня рождения Вайнберга. Его музыка звучит в картинах «Летят журавли», «Последний дюйм», «Афоня», мультфильмах «Каникулы Бонифация», «Винни Пух» и других. Музыка польского автора Милоша Магина, по-моему, звучала в Минске вообще впервые. И это тоже радостное открытие большого композиторского имени.

Оркестр и солист слышали и понимали друг друга, демонстрируя тончайшее взаимодействие. Пример Люка Дебарга воодушевляет. Казалось бы, время сенсаций в академической музыке давно прошло. Все заполонили звезды с Ютуба, стендаперы, инфантильные самоучки и самоуверенные поп-идолы. Порой кажется, появись настоящее дарование — его в общем шуме и гаме попросту не заметят, но пример французского музыканта это опровергает. Оказывается, заметят и будут носить на руках. Если не размениваться на мелочи, не поддаваться на тщеславные искушения публичной жизни, а быть строгим и требовательным к самому себе.

Музыкант играет страстно, импульсивно, но в этом нет никакого позерства или нарочитости. Дебарг так чувствует музыку, отдается ей целиком, не признает полумер. Например, играя Вайнберга, он словно вбирает в себя боль всего кровавого двадцатого века, пропускает ее через себя. Слушателю невозможно эмоционально не подключиться к такому исполнению. Дебарг раскрепощен, но не вульгарен, он доносит до зрителей музыкальную мысль композитора во всех нюансах и полутонах. «Пустая виртуозность сегодня совершенно неинтересна, — говорит музыкант. — Быстро нажимать на клавиши, не внимая каждой ноте, способен и запрограммированный механизм. Но машина никогда не научится переживать музыку».

…Нет ничего странного, что публика фестиваля Спивакова долго не отпускала ни Дебарга, ни камерный оркестр и выпросила несколько тончайших и шедевральных бисов. Музыкальные критики пишут, что в среднем в расписании Дебарга запланировано около 60 выступлений в год. Хочется верить, что когда-нибудь пианист снова заглянет в Минск.

ЦИТАТА

«…Я стремлюсь разобраться в нотном тексте настолько, чтобы ощущать себя свободным на сцене. Свобода не равна вседозволенности. Я говорю о том, что нужно дать музыке жить и петь, не пытаясь контролировать или смягчать интерпретацию. Следуя авторскому замыслу и тексту, можно одновременно оставаться свободным: именно так мы даем себе шанс передать эмоции».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter