В Беларуси прошел судоходный фестиваль «Из варяг в греки»

Викинги в XXI веке

На берегу реки Неман в Березовке в прошлое воскресенье обосновались викинги
На берегу реки Неман в Березовке в прошлое воскресенье обосновались викинги: разбили палаточный лагерь, достали доспехи и подогнали боевой корабль. Так открылся первый в нашей стране судоходный фестиваль «Из варяг в греки».

Яргард (крайний справа) настраивает команду на победу

Тыл


Пока зрители рас­сматривают «Ятвяг» (аутентичный корабль X-XI веков), викинги готовятся к сражениям – обязательному атрибуту реконструкций.

– Как думаешь, топор брать или меч?

– У тебя мой пояс для ташки?

– Застежка шлема сломалась, вот неудача!

В глаза бросается викинг в ярко-синей льняной рубахе. Альдебрант, в миру Виталий Гаврилов, помогает товарищу завязать пояс:

– Надеть доспехи – пять минут. Правда, у Хаукэна кольчуга тяжелая, надо помочь.

Викинг в доспехах Хаукэн при­ехал из Англии. А зовут его Фил Скотт. Он уже побывал в 12 странах на средневековых фестивалях. Начал заниматься реконструкциями 16 лет назад на родине. У Альдебранта опыта меньше – в викингах он четыре года. Зато такие доспехи, как на Хаукэне, может отливать сам.

Завороженно смотрю на экипировку англичанина: вот это воин! Наверное, в бою ему нет равных. Как будто прочитав мои мысли, Кольгрим, он же Николай Резниченко, с улыбкой включается в разговор и объясняет: чтобы победить в бою, одни лишь доспехи не помогут:

– Очень важны опыт сражений и, конечно, физическая форма, потому что бой не один, их серия. После битвы даже бывалые воины сильно вымотаны.

Прежде чем выйти на поле, реконструкторы учатся боевому мастерству при клубах. Интересно, судей тоже специально готовят? Кольгрим говорит, что бои судит обычно самый опытный воин, только за всем уследить все равно невозможно:

– Сражаемся толпой, как тут каждого заметить? Полагаемся на добросовестность самих участников. Но если судья видит нарушение, удаляет с поля. А кому хочется выходить из игры?

От рассказов о том, к чему приводят порой незначительные нарушения правил, мне становится не по себе: сломанные руки, раздробленные колени, даже отрубленные пальцы… Неужели правда? Яргард, он же Евгений Мельников, реконструктор с 13-летним стажем, подтверждает:

– Было дело, я связки на ноге разорвал в бою. Два месяца лечился. Но боль проходит и быстро забывается, а впечатления, которые мы получаем здесь, непередаваемые. Радует, что жена мое увлечение одобряет. Раньше и сама участвовала, а теперь только одежду шить помогает.

Сражение


Судья созывает воинов на построение и напоминает правила: голову и лицо атаковать нельзя. Объявили линейный бугурт. Две команды – «Ладья» и «Дракар» – осторожничают: стеной из щитов медленно наступают, выжидают. Кто стал зачинщиком, я разглядеть не успела. Одно мгновение – и ровные ряды стали однородной массой. Поверженные викинги нелепо падают на землю, а болельщики поддерживают свои команды:




– По ногам бей! Ну, куда ты смотришь?

Воины «Дракара» улыбаются: победа! Что ж, может, сопернику повезет в следующем испытании. Для имитации морского боя викинги разложили бревна-борта «кораблей». Заступишь за ограду – считай, пошел на корм рыбам. Варианта два: атакуй со своей лодки или рискуй, перепрыгивая через «воду».

Болельщики бушуют, и я тоже изо всех сил машу своим журналистским блокнотом, поддерживая одну из команд. И снова победил «Дракар». Радостный клич проносится по округе, но судья настаивает, что надо переиграть: участники заступали на «море». Повторный бой показал, что «Ладья» все-таки сильнее.

Обед


После битвы неплохо бы и подкрепиться. Сегодня на обед – тушеная капуста со свининой. И пока единственная девушка в команде Вигдис (Екатерина Семенюк) накрывает на стол, подсаживаюсь к Филу, расспрашиваю, как прошел бой. Викинг улыбается густыми усами и делится впечатлениями:

– Ребята отличные! Очень порядочные воины. Да и просто пообщаться с ними приятно. Я в вашей стране с августа. В восторге от здешних людей, красивой природы. И реконструкция эта – фантастическая. Поверь, мне есть с чем сравнивать.

Англичанин замечает Вигдис и, подмигивая ей, добавляет:

– И еда вкусная.

Девушка ездит на реконструкции вместе с мужем. Шьет, убирает, делает украшения и морально поддерживает команду во время боев. Но основная работа Вигдис, конечно, готовка:

– Стараюсь, чтобы еда соответствовала эпохе: бобовые, крупы, сезонные овощи. Мясо варю или пеку на костре. На десерт – яблоки, орехи, мед.

Видя, что викинги встают, она тоже вскакивает: пора сворачивать лагерь и садиться в «Ятвяг».

Воины налегают на весла и отправляются в путь. Уже завтра ладья причалит в Гродно. На большой стоянке зрителей ждет средневековый праздник. Для них это просто развлечение, а для викингов фестивали-реконструкции – реальная жизнь.


IMG_7536.jpg


Сколько стоит экипировка


Топорище: 50 долларов
Ташка (сумка викинга для мелочей): 30 долларов
Нож: 30 долларов
Пояса: 20 – 100 долларов
Обувь – 50 долларов
Шаровары из шерсти – 40 долларов
Шлем – от 100 долларов
Меч – 200 – 300 долларов
Кольчуга – 400 – 1000 долларов

Цена изделий различается в зависимости от мастера, производителя и качества материалов

Мария БАЗУЛЬКО,
студентка 5-го курса Института журналистики БГУ, фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter