Вероника Кудринецкая: «Я понимала, что если уйду с СТВ, то предам саму себя в первую очередь»

Корреспондент СТВ Вероника Кудринецкая попала на телеканал окольным путем — из налоговой инспекции по Ленинскому району Минска. Там она следила в том числе за обеспечением достойной и безопасной жизни гражданам государства — и продолжила это делать в одном из самых топовых проектов СТВ «Добро пожаловаться». В начале года на смену ему пришла новая передача, призванная помогать, — «Решение есть!». Но легко ли на самом деле добиться правды, можно ли одновременно быть пристрастным и независимым и как защитить себя и родственников от обмана мошенников? После записи одной из передач поговорили с Вероникой о самом главном.


— Вероника, я впечатлена: из налоговой — и сразу в кадр. Вот это поворот, конечно.

— На самом деле ничего необычного. Окончила журфак, но вышло так, что попала работать в налоговую. Сперва секретарем руководителя, затем инспектором. Телеканал СТВ, как налоговый плательщик, обслуживался на моем участке. И когда на канале узнали, что я журналист по образованию, предложили перейти к ним и попробовать себя в качестве корреспондента. Поэтому шучу, что выбора у меня особо не было.

— Ваши коллеги недавно рассказывали, что на горячую линию СТВ ежедневно поступают десятки звонков. Из них около 80 процентов — в проект «Решение есть!». Вы — тот самый человек, который помогает героям в тяжелых (или спорных) жизненных ситуациях. Но в чем все-таки задача корреспондента в этом случае: решать проблемы или освещать их?

— А как в данном случае разделить эти две задачи? Безусловно, моя работа — осветить проблему, чтобы помочь. Но есть вопросы, которые решаются без камеры. И иногда журналист во мне говорит: «Вот был бы классный сюжет». Но как человек я понимаю: главнее то, что мы помогли людям. Несколько лет назад к нам на горячую линию обратилась женщина. Ее семья прожила в доме (а это было служебное жилье) почти 20 лет, сама женщина трудилась на заводе. Потом завод закрыли, а ей сказали: «У вас два месяца, чтобы съехать. Мы продаем дом с аукциона». То есть ей даже не предложили его выкупить! Мы поехали туда, выслушали историю этой семьи. Затем поговорили со второй стороной. И после нашего визита кредиторы пошли на уступки. Не просто разрешили поучаствовать в аукционе, чтобы выкупить дом, но и предоставили рассрочку! Через неделю эта женщина позвонила со словами благодарности: мол, сейчас все хорошо, спасибо большое, что мы живем в доме, в который вложили душу. После таких звонков понимаешь, что все не зря. Кстати, со многими героями мы еще долгое время остаемся на связи. Они присылают мне открытки на день рождения и Новый год, пишут в соцсетях.

— Раньше — «Добро пожаловаться», сейчас — «Решение есть!». У обоих проектов очень хорошие рейтинги. Как думаете, почему программы о соседских войнах, семейных скандалах и коммунальных беспределах так популярны?

— Мне кажется, это было всегда. Аудитории интересны скандалы, ссоры, разборки. Так человек устроен. Кроме того, часто зрители проецируют себя на героя и ищут ответ на вопрос: а как правильно было бы поступить в той или иной ситуации? А что сделал бы я?.. Конечно, такие проекты интересны тем, что в них нет сценария. Понятно, что у меня, как у журналиста, есть в голове план работы, но не более того. Никто не знает, что произойдет в ту или иную секунду съемки. На нас и милицию вызывали, и герои дрались… Еще была забавная ситуация в центре гигиены и эпидемиологии одного из районов. Не поверите, но главврач прятался от нас в шкаф! Он вышел в приемную со словами: «Вам ничего говорить не буду». Но я продолжала стоять на своем: «В таком случае я никуда не уйду». И вдруг он начинает пятиться в свой кабинет. Я за ним. А он просто запрыгивает в шкаф и закрывает за собой дверь! В этот момент мне стало почему-то очень смешно… Ну а что делать? Мы постояли, постучали в этот шкаф и уехали.

— Все истории, о которых вы рассказываете, реальные?

— На 100 процентов. Кто-то звонит, потому что его на рынке обвесили. Другого выселяют из квартиры. Третий попался на удочку мошенников. Мы стараемся всех выслушать, поговорить — и человеку уже становится легче. Понятно, не можем доехать к каждому. Поэтому выбираем наиболее повто­ряющиеся случаи, которые могут коснуться наибольшего количества граждан. 
Но даже те ситуации, на съемки которых мы не выезжаем, стараемся по возможности решить за кадром. Либо даем консультацию по телефону, либо перенаправляем по нужному адресу. В нашей команде есть юристы, нотариусы и даже психологи.
— «Белорусское времечко» на «Беларусь 1» — ваш прямой конкурент?

— Не считаю, что мы конкуренты. У обеих программ одна цель: помочь людям. И вообще, думаю, таких проектов должно быть больше. Хочется и чиновников немного расшевелить на местах, и людям помочь. Ведь часто они попадают в стрессовые ситуации просто потому, что не знают, к какому специалисту обратиться со своим вопросом. И если появится еще пять таких программ, как наша, буду только рада. У нас свой зритель, свои истории и подаем мы материал под фирменным соусом СТВ.

— Нужно ли искренне и всей душой сопереживать герою или эмоциям на работе не место?
— Переживаю из-за каждой мелочи, каждую историю пропускаю через себя. Хотя коллеги часто повторяют, что нельзя все так близко принимать к сердцу. Да я и сама это понимаю, но по-другому не могу. 
Шестой год тружусь на СТВ и четвертый — в программах «Добро пожаловаться» и «Решение есть!», но пока так и не научилась оставлять эмоции за кадром. Но важно их контролировать и при подготовке материала не занимать ничью сторону. Мне кажется, что моя голова никогда не отдыхает. Постоянно нахожусь в поиске тем, переживаю, чтобы все получилось. Прокручиваю в уме вопросы, локации, думаю о том, кого пригласить в качестве эксперта... Иногда даже тяжело сосредоточиться на книге или фильме. Но я этому учусь. И думаю, что когда-нибудь все-таки приду к тому, чтобы оставлять работу за пределами квартиры.


— Скажите честно: не устали еще от жалобщиков и их проблем?

— Параллельно с программой «Решение есть!» я работаю в новостной дирекции, где огромное количество разных тем. А что касается, как вы говорите, жалобщиков, то как можно от них устать? Каждый раз новая история, новый сюжет. В налоговой я трудилась в отделе обращений граждан и юридических лиц. Так что определенная закалка к такого рода историям у меня именно оттуда. О любом событии можно сделать интересный и увлекательный сюжет. Тут важен нестандартный взгляд. Всегда можно найти какие-то детали и оригинально их преподнести. Ну и конечно, нужно не бояться нетрадиционных подходов. Менять угол съемки, выходить за привычные рамки монтажа.

— Вместе с коллегами вы пережили августовский кризис 2020‑го, не поддались на провокации. У вас, получается, не было сомнений в своей работе?
— Я люблю то, что делаю, и делаю то, что люблю. И тогда передо мной даже не стоял такой вопрос: уходить или оставаться. Я понимала, что если уйду с СТВ, то предам саму себя в первую очередь. Чему меня научили те события? Еще внимательнее относиться к тому, что делаю.
— На одном из крупных литературных ресурсов нашла ваши стихотворения. Не за горами, возможно, сборник поэзии?

— Пока это просто хобби. К сожалению, в последнее время я его немного забросила. Элементарно не хватает времени. Последний раз писала стихи еще в университете, а в школе даже конкурсы литературные выигрывала. Но сейчас беру в руки блокнот и ручку только для того, чтобы в стихотворной форме поздравить кого-то из родных или друзей.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter