80 лет исполняется хоровой капелле, созданной Григорием Ширмой

Вернуть престиж хору

Государственная академическая хоровая капелла была основана 80 лет назад — в предвоенном 1940 году — выдающимся хоровым дирижером и музыковедом-фольклористом Григорием Ширмой. Хор, носящий сегодня имя своего создателя, бережно хранит заложенные им традиции и самое дорогое — белорусскую народную песню. О сегодняшнем дне капеллы имени Ширмы мы говорим с главным дирижером Ольгой Янум.

Ольга ЯНУМ.

Сохраняя традиции

— Каково это — руководить коллективом, которому уже 80 лет, который давно и прочно вошел в историю культуры страны?

— Я пока до конца это не осознала, но понимаю, что на мне лежит очень большая ответственность. Никогда не помышляла о том, чтобы взять на себя руководство таким большим коллективом, и третий год пытаюсь достойно это делать, сохраняя его традиции. Хор создавался изначально как ансамбль белорусской песни, стояла задача показать ее в современном хоровом звучании. И для меня так же на первом месте продолжение и развитие национальных традиций. В репертуаре коллектива и аранжировки белорусских песен, которые делались еще при жизни Григория Романовича Ширмы, и современные обработки молодых композиторов. Народная песня должна звучать и сегодня — но, для академического профессионального хора, уже несколько в другом обрамлении, аранжировка должна соответствовать новейшим музыкальным тенденциям, которые существуют сейчас в мире. При этом важно сохранить то, что создано композиторами за 80-летнюю историю хора. За последние десятилетия несколько затушевались имена людей, которые были причастны к хору, — а это прекрасные музыканты! С капеллой связан, например, один из наиболее выдающихся белорусских хоровых дирижеров, народный артист СССР Виктор Ровдо — первые 9 лет своей профессиональной деятельности он прослужил здесь хормейстером бок о бок с Григорием Ширмой. Не менее важно для нас имя Владимира Роговича: именно своему талантливому ученику Григорий Романович, уходя, отдал бразды правления. Ширма возил с собой магнитофон и находил везде бабушек — хранительниц традиции народной песни, эту страсть к собирательству перенял у него и Владимир Рогович. К сожалению, многое оказалось утрачено, и мы пытаемся восполнить этот пробел — со временем, возможно, даже провести концерт памяти Владимира Роговича с его аранжировками. А их существует огромное количество — очень необычных, чудесных обработок белорусских песен, но мало кто их слышал.

Белорусская народная песня приобретает новое звучание.

— Мы говорим об обработках, аранжировках — в чем их ценность? Кажется, что песня такая простая вещь — пой и пой себе… 

— Куплетная форма достаточно монотонна и однообразна, в таком виде народная песня не сможет прозвучать на профессиональной сцене. А мастерство аранжировщика, который обрабатывает напев, заключается в том, чтобы каждый куплет заиграл новыми красками. Это особый талант — сделать песню эффектной, чтобы было интересно слушателю и вместе с тем чтобы не разрушилась ее архаичная структура. 

Ломая стереотипы

— Вы говорили о том, что привлекаете к работе молодых композиторов…

— Мы сотрудничаем с молодыми композиторами, один из них это Константин Яськов, в репертуаре хора его аранжировка народной песни «Ой, лятала шэра перапёлка» — даже не могу назвать это обработкой, скорее, авторской интерпретацией одной из любимых песен поэта Рыгора Бородулина, который и сам неплохо пел песни своей малой родины. В обработке Яськова она звучит невероятно проникновенно, чудесное сочинение. Еще один прекрасный композитор, с которым я давно сотрудничаю, — Андрей Саврицкий, руководитель академического хора Белтелерадиокомпании. Он работает немного в другом ключе, в его аранжировках могут появляться эстрадные интонации, порой даже джазовые гармонии, и это звучит очень необычно. Есть и совсем молодой композитор Анастасия Бендерская, она только недавно окончила Академию музыки, но в капелле уже три ее народные обработки.

— Как вы считаете, хоровая музыка сегодня востребована? 

— То, чего я добиваюсь, — переформатировать отношение к хоровому пению, потому что, к сожалению, интерес к нему в нашей стране во многом потерян. Хор ассоциируется с чем-то статичным, монотонным, неинтересным. Хочется сломать этот стереотип! Все наши концерты в Большом зале Белгосфилармонии мы делаем в необычном формате — с использованием разнообразных визуальных средств, видеоинсталляций, возможностей света, сценографии, хореографии… Каждая песня — отдельная постановка. Стараемся раздвигать границы и в смысле репертуара: исполняем много современных сочинений не только белорусских, но и зарубежных авторов. Это делается в том числе для того, чтобы активизировать наших композиторов, показать им, что хоровое искусство во всем мире сейчас очень востребовано и на каком уровне пишут музыку для хора современные композиторы! Для хора сочиняют авторы мирового значения — Арво Пярт, Эрикс Эшенвальдс, Петерис Васкс, Витавтас Мишкинис, Эрик Витакр и др. Хоровое движение во всем мире очень активно развивается как в исполнительском плане, так и в сфере композиторского творчества.

Каждая песня — отдельная постановка.

— Насколько велик сейчас коллектив капеллы?

— Хор достаточно большой, в штате около 70 человек. Проектов огромное количество, мы не успеваем передохнуть, они идут один за другим. После юбилейного гала-концерта предстоит выдающееся событие: 21 марта  — в день рождения Баха — прозвучат «Страсти по Матфею», которые в последний раз исполнялись в Минске 12 лет назад. Огромная работа, грандиозное сочинение на три часа, 9 солистов, два оркестра и два хора, орган… Этот проект мы осуществляем вместе с замечательным музыкантом Дмитрием Зубовым. И сразу следом, 27 марта, готовим юбилейный вечер композитора Вальтера Мнацаканова. Так что, как видите, скучать некогда.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter